Активен и коварен. Что поможет пережить очередную «волну» коронавируса?

Вновь актуальны маски. Но с повышенным уровнем защиты. © / pixabay.com

Перевод школьников на дистанционное обучение может повлиять на эпидемиологическую ситуацию лишь сиюминутно. В этом уверен врач-эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьёв.    
   

Вне сезона

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: На Среднем Урале активизировалась коронавирусная инфекция – наблюдается существенный рост заболеваемости. Получается, что «сезонности» нет и предсказать очередную «волну» невозможно?

Александр Соловьёв: Дело в том, что мы до сих пор находимся в пандемическом периоде, и коронавирус ведёт себя не так, как обычно ведут себя респираторные вирусы, в распространении которых мы наблюдаем чётко выраженную сезонность. Третий год пандемии мы видим, что в разных странах вспышки, новые «волны» возникают в любое время года. Это связано с биологическими особенностями коронавируса и с процессом динамического установления коллективного иммунитета. Поэтому пока говорить о чёткой сезонности коронавирусной инфекции не возможно, что подтверждено и Всемирной организацией здравоохранения.

– Какой штамм вируса доминирует в настоящее время в регионе?

– У нас, как и по всей России, доминирует линия омикрона, в частности, его вариант ВА.5 и различные его генерации. Плюс в стране выявляются отдельные случаи дельтакрона и вариант омикрона ВА 2.75.

С момента появления омикрона ВОЗ отказалась от присвоения новым вирусам наименований. Все варианты вируса, с которыми мы сталкиваемся с декабря прошлого года, – это всё подвиды омикрона, имеющие буквенно-цифровое обозначение.

– Так ли важно для клиницистов, какой штамм вируса у человека?

   
   

– Конечно, важно. Каждый раз, как только появляется новый вариант коронавируса, отдельное внимание уделяется изучению его свойств, в том числе тому, насколько он может быть патогенен. Одно дело – его заразность (то, насколько быстро он передаётся между людьми), а другое дело – то, насколько он патогенен: может ли он вызывать тяжёлое течение заболевания, что преимущественно поражается при инфицировании, как разные группы людей страдают при инфицировании, как этот вирус сказывается на здоровье ранее инфицированных или вакцинированных людей. Это всё важно для клиницистов, равно как и для организаторов здравоохранения, которые таким образом предполагают возможную загрузку медицинских учреждений, потребность в лекарствах, в кислороде и так далее.

Другое дело, что доступное для населения тестирование и то, которое проводится в лечебных учреждениях, не позволяет определить штамм коронавируса. Штамм определяется с помощью геномных исследований, которые проводятся в нескольких российских лабораториях.

– Можно ли сегодня предположить, каким будет развитие коронавирусной ситуации?

– С некоторой долей вероятности. Мы наблюдали, как распространялась новая «волна» в других странах – странах Евросоюза, у них подъём заболеваемости происходил в течение примерно шести недель с последующим устойчивым снижением заболеваемости. Но надо учитывать важное отличие от России: у них этот процесс пришёлся на период с конца мая по июль, в России подъём заболеваемости начался существенно позже – в начале-середине июля, и, учитывая большую территорию нашей страны, у нас нет одномоментного подъёма заболеваемости. Ухудшение эпидемиологической ситуации началось не везде, а в ряде регионов, в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время эти регионы уже вышли на максимальные показатели заболеваемости.

Статистика
Более 26 млн жизней в мире спасла вакцинация.
Свердловская область пока находится на подъёме заболеваемости, и прогнозировать развитие ситуации сложно. С одной стороны, можно ожидать, что мы «поднимемся» за шесть недель до высоких показателей и пойдём на спад. Но, с другой стороны, у нас подъём заболеваемости наслаивается на начало холодного осеннего сезона, и, едë более важный фактор, начинается учебный год. Поэтому можно ожидать, что эпидемиологическая динамика у нас будет не такой, как в странах Евросоюза. С началом учебного года вполне может произойти ухудшение ситуации.

Повышенная защита

– Перевод школьников на дистанционное обучение смягчит обстановку?

– Дистанционное обучение – это мера, направленная на разобщение детей друг с другом в период высоких показателей распространения коронавируса, она может повлиять на эпидемиологическую ситуацию сиюминутно. Если эта мера будет введена, несомненно, можно будет увидеть стабилизацию ситуации и снижение роста заболеваемости. Но надо понимать: если дети вернутся в школу и при этом не будет предпринято никаких дополнительных мер воздействия на распространение коронавируса, через какое-то время мы вновь увидим рост заболеваемости. Так что дистант – это лишь временная мера, направленная на снижение нагрузки на здравоохранение.

– Какие меры профилактики распространения коронавирусной инфекции по-прежнему актуальны?

– Все меры профилактики вырабатываются из понимания того, как передаётся коронавирус и в связи с чем возникают высокие риски инфицирования. Прошло больше двух лет пандемии, прежде чем ВОЗ приняла многочисленные доказательства (научные факты) того, что основной путь передачи коронавируса – аэрозольный. Не просто капельный, а аэрозольный. Это значит, что инфицирование происходит не только при кашле и чихании, но даже при разговоре с носителем инфекции. То есть при обычном общении. Причём выделяют коронавирус в воздух не только те, кто имеет симптомы вирусной инфекции, но и те, кто переносит её бессимптомно. Поэтому основная профилактика должна быть направлена на воздействие на аэрозольный путь передачи.

Что имеется в виду? Системная мера – улучшение вентиляции закрытых помещений. Это очень важно, учитывая, что большинство населения региона проводит бОльшую часть времени именно в закрытых помещениях (на месте работы, учёбы, в квартирах и так далее). Крайне важно сейчас повышать кратность воздухообмена, использовать в вентиляции фильтры, которые задерживают вирусные частицы. Дополнительная мера на фоне подъёма заболеваемости – использование СИЗов (масок, респираторов) с повышенным классом защиты. Кроме того, необходимо предпринимать меры недопуска в коллектив людей, активно выделяющих возбудитель, – может быть, даже перед допуском к работе (обучению) проводить тестирование. Вот это основной набор мер.

– А вакцинация?

– Это мера, которая, к сожалению, не влияет на распространение коронавируса, она практически не снижает риск инфицирования. Но она существенно снижает риск развития тяжёлого заболевания и смертности. Поэтому вакцинация – это, несомненно, очень важная мера профилактики. За первый год применения вакцины во всём мире, по оценкам экспертных организаций, было сохранено более 26 миллионов жизней.

– Сегодня многие проходят уже ревакцинацию. Нужна ли она для тех, кто переболел коронавирусной инфекцией, ведь в этом случае, если я не ошибаюсь, формируется естественный иммунитет?

– Да, он вырабатывается, но, к сожалению, ожидания того, что естественный иммунитет будет надёжно защищать от коронавируса, не оправдались. Дело в том, что сам коронавирус очень быстро меняется, только за последний год мы видим как минимум пять его вариантов. Каждый новый вариант вируса приобретает свойства в значительной степени уклоняться от нейтрализующего воздействия антител, которые образовались на предыдущие варианты коронавируса. Так что естественный иммунитет в полной мере не защищает от нового заболевания.

Важно понимать: ни перенесённое ранее заболевание, ни сочетание «заболевание + вакцинация», ни отдельно взятая вакцинация, к сожалению, не обеспечивают абсолютную защиту от повторного инфицирования, от заболевания. Поэтому важен именно комплекс профилактических мер, где вакцинация – мера номер один, а дальше идут меры, направленные на предупреждение инфицирования. Каждый человек должен понимать – важно не инфицироваться.