Дорога, транспорт, дети. Как уберечь юных уральцев от травматизма

Арина Проскурина / АиФ

Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди детей – зона ответственности родителей. Об этом мы говорим с заместителем главного врача по хирургии ДГКБ № 9, врачом – травматологом-ортопедом Араиком Петросяном.    
   

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: – Араик Арменакович, знаю, вы сторонник того, что родители должны нести ответственность за травмы детей, связанные с тем или иным видом транспорта.

Араик Петросян: – А каким ещё образом можно заставить родителей принимать профилактические меры? Пока они не будут нести реальную ответственность, дорожно-транспортные (в широком смысле) происшествия, в которых травмируются и даже гибнут дети, будут повторяться.

Руль без права передачи

– Каковы самые распространённые ситуации травмирования детей и какие меры профилактики для них актуальны?

– Если мы говорим о дорожно-транспортном травматизме, то самых распространённых ситуаций три. Первое – это ребёнок-пешеход. Взрослые, в первую очередь родители, должны с самого раннего возраста обучать детей правилам дорожного движения, в частности, переходить проезжую часть исключительно на зелёный сигнал светофора или по пешеходному переходу. Ни в коем случае нельзя вместе с ребёнком переходить проезжую часть там, где нет пешеходного перехода, даже если она свободна от транспорта! В противном случае, в сознании ребёнка отложится: раз мама или папа делают так, значит, и мне это позволительно. Родители – самые авторитетные для ребёнка люди, и именно их поведение для детей пример, на котором они учатся. Кроме того, мы должны помнить: у маленьких детей отсутствует чувство страха, оно приходит с опытом. Но учиться на своих ошибках, зачастую трагических, дети не должны! Поэтому на нас, взрослых, лежит ответственность за то, чтобы объяснить, научить, сформировать определённые навыки, в том числе навыки поведения пешехода.

Вторая ситуация: ребёнок – участник дорожного движения. Речь о самокатах, электросамокатах, велосипедах и так далее. Здесь также «пункт первый» – обучение правилам дорожного движения, которые ребёнок должен знать назубок. Все средства передвижения являются потенциально опасными, то есть мы должны понимать, что ребёнок, пользуясь ими, может получить травму, и,значит, мы должны его максимально обезопасить. Отсюда «пункт второй»: если родители приобретают ребёнку то или иное средство передвижения, они не должны забывать и о средствах защиты – каске, наколенниках, налокотниках, а для электросамокатов, развивающих большую скорость, о защитном корсете. Часто вы встречаете на велосипеде или на самокате детей, на которых надета защита?

– Крайне редко.

   
   

– Вот именно! Иногда встречаются взрослые велосипедисты в каске, а дети, как правило, не защищены.

Кроме того, в последнее время подростки всё чаще становятся участниками дорожного движения, садясь за руль транспортного средства. Появились новые «игрушки» – скутеры, квадроциклы, мопеды. Дети не имеют никакого права садиться за руль этих транспортных средств, а если они имеются в семье, ключи должны находиться вне доступа ребёнка или подростка. Хотите научить своих детей управлению? Милости просим на специально оборудованные площадки – автодромы.

Взрослые, и в первую очередь родители, должны обучать детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
И, наконец, третья ситуация – это дети – пассажиры. Казалось бы, всем известно, но приходится повторять вновь и вновь: в салоне автомобиля дети должны находиться в специальных удерживающих креслах, а с 12 лет они должны быть пристёгнуты ремнями безопасности. В противном случае, при ДТП ребёнок в салоне автомобиля… Чтобы представить наглядно, вспомните аттракцион в аквапарках «Лампа Алладина», где ребёнка крутит-верит и, в конце концов, выбрасывает наружу. То же самое происходит в момент ДТП. Те, кто не пристёгнут, получает гораздо больше травм, и это гораздо более серьёзные травмы.

– Где в автомобиле должен сидеть ребёнок?

– Самое безопасное место – сзади за водителем.

Лучше перестраховаться

– Какие виды травм характерны для «транспортных» ЧП?

– Как правило, это сочетанные травмы, то есть одновременное повреждение нескольких органов, систем, анатомических частей тела. К примеру, черепно-мозговая и скелетная травмы или черепно-мозговая травма и травма органов грудной клетки, брюшной области и так далее. Естественно, что такие травмы приводят к тяжёлым последствиям, вплоть до летальных исходов. При высококинетических травмах требуется длительное лечение, от двух недель до… У нас в больнице сейчас находится пациент, который уже два месяца проходит лечение, и оно ещё продолжается.

– Насколько распространены дорожно-транспортные травмы?

– Возьмём статистику прошлого года. В 2021 году в результате дорожно-транспортных происшествий к нам в больницу было доставлено 437 пострадавших, из них 120 детей было госпитализировано. Три случая закончились летальным исходом – два пациента на момент ДТП находились в транспортном средстве, один ребёнок был сбит на проезжей части. Это к тому, о чём мы говорили выше…

К нам в больницу доставляются все дети, пострадавшие в Екатеринбурге, а также тяжёлые – из области. Кроме того, все специалисты больницы являются внештатными сотрудниками Центра медицины катастроф, они консультируют коллег в области, в случае необходимости вылетают на место, оперируют в больницах области или забирают пациентов для лечения, в том числе хирургического, в нашу больницу.

– Есть ли какие-то универсальные рекомендации по оказанию доврачебной помощи при дорожно-транспортных травмах?

– Универсальных рекомендаций не существует. Но, если случилось дорожно-транспортное происшествие, необходимо незамедлительно вызвать скорую медицинскую помощь. В тяжёлых случаях не надо детей переносить, тормошить и так далее. Всё, что необходимо, сделают специалисты бригады скорой помощи, которая прибудет на место. Они же окажут первую помощь при лёгких ушибах и ссадинах, а дальше либо ближайший травмпункт, либо стационар больницы.

– Какие ссадины требуют медицинского вмешательства, а какие можно обработать самостоятельно, той же зелёнкой, например?

– Раны, ссадины, которые загрязнены обязательно требуют медицинского внимания: осмотра, обработки, перевязки. А вообще, в любом случае – даже при небольших ушибах и ссадинах – лучше показаться специалисту. Когда речь идёт о здоровье ребёнка, всегда лучше перестраховаться.