Где тонко, там и рвётся. Как уменьшить заболеваемость уральских школьников

Александра Горбунова / АиФ

В самом начале учебного года важно сформировать правильный режим для школьника, будь то ученик первого или старшего класса. Питание, прогулки на свежем воздухе, физическая и интеллектуальная нагрузка – всё это нужно сбалансировать, чтобы в организме ребёнка не было сбоев. О том, как это сделать, рассказывает доктор медицинских наук, врач-педиатр высшей категории, заведующая кафедрой Уральского медицинского университета факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней, главный внештатный специалист детский диетолог Министерства здравоохранения Свердловской области Лариса Левчук. Подробности – в материале на ural.aif.ru.

   
   

В тройке лидеров

Дарья Попович, «АиФ-Урал»:Лариса Васильевна, какие из так называемых «профессиональных болезней школьников» лидируют? Какую динамику наблюдают медики?

Лариса Левчук: – К сожалению, уже на момент поступления в школу не менее 20% первоклассников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. К концу обучения в школе столько же, а иногда и больше выпускников страдают тем или иным хроническим заболеванием. Чаще всего они формируются во время обучения в школе.

Прежде всего проявляются болезни органа зрения, это, как принято говорить, «школьная болезнь». Вторыми по популярности становятся нарушения со стороны костно-мышечной системы и осанки: сколиозы, плоскостопие. Стабильно третье место в структуре хронических заболеваний занимают расстройства органов пищеварения: гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь. К сожалению, она встречается даже в младшем школьном возрасте. Кроме того, у подростков появляется риск эндокринной патологии: это и ожирение, и нарушения полового развития. Если говорить о сердечно-сосудистой системе, там возникает синдром вегетативной дисфункции. Но это функциональное нарушение, а не хроническая патология, хотя она тоже создаëт достаточно много проблем.

— Что могут сделать родители, чтобы снизить вероятность этих расстройств?

— Если рассмотреть все факторы, которые влияют на состояние здоровья человека (не только школьника), важно следующее. Всего 10% определяется наследственностью, 60% – это образ жизни. Сюда включается и режим дня, и физическая активность, и фактор питания – всё это имеет очень большое значение для развития всех отклонений в состоянии здоровья, которые я перечислила.

Профилактика сугубо индивидуальна. Если в семье прослеживается наследственная отягощённость, например, по заболеваниям пищеварительного тракта, значит, особое внимание нужно уделить режиму дня и качеству питания ребёнка.

   
   

Что касается дневного распорядка, он кардинально меняется у первоклассников по сравнению с детским садом и у младших подростков, которые переходят из начальной школы в среднее звено. И если забыть про основополагающие вещи, такие как распорядок дня и режим питания, то можно получить срыв адаптации. Это прибавляется к фактору отягощенной наследственности. Как говорится, там, где тонко, там и рвётся.

— Как правильно организовать распорядок дня для школьников?

— Во-первых, нужно делать перерывы в интеллектуальной работе через каждые 30–40 минут у младшего школьника и через час-полтора у старшего. На что можно прерваться? Мультик – сразу нет. Лучше поскакать, побегать, попрыгать. Сделать гимнастику для рук и для глаз, похохотать, покричать.

Во-вторых, пешие прогулки — не менее полутора часов в день в любом возрасте. Хорошо было бы прибавить к ним какие-то подвижные игры. Конечно, есть полненькие дети, которым не хочется двигаться. Они сядут на скамеечку с телефономтелефоном,  от этого нет толку. Вот если вся семья подключится и ребëнок будет двигаться, тогда точно будет польза.

— Врачи много говорят о вреде гаджетов для школьников. Но ведь отказаться от них невозможно. Что делать?

— Действительно, сейчас даже домашние задания увязаны на необходимости смотреть в экран. Дети начинают использовать гаджеты в первые годы своей жизни. Важна продолжительность их использования. Имеет значение поза: школьник лежит и телефон над собой держит. Тогда рука дрожит, и глаза больше напрягаются. Или, допустим, после еды мы легли и смотрим куда-то. Это нарушает движение пищи по пищеварительному тракту. Тут много нюансов.

Взрослые могут только договариваться с ребёнком, искать с ним хороший контакт. Если вся семья придумает себе какое-то занятие без компьютеров и телефонов, то и ребёнок будет меньше использовать гаджеты.

Похохотать над гамбургером

— Беда современных школьников не только телефоны, но и фаст-фуд. Ребёнок не перестанет покупать себе гамбургеры и картошку-фри. Как снизить вред от этого?

— Если мы говорим о младших школьниках, то у них нет карманных денег. То, что мы едим в семье, ест и младший школьник. Вот и нужно сформировать правильные пищевые привычки. Для этого необходимо почитать литературу, поговорить с лечащим врачом.

Что понимать под фаст-фудом? Обычно это кафе быстрого питания, где есть гамбургеры и картошка фри. Да, в ежедневном рационе это вредно. И газированные напитки тоже вредны, потому что они содержат сахар в большом количестве. В них также есть пузырьки газа, которые раздражают слизистую верхних отделов пищеварительного тракта. Если у ребёнка есть наследственная предрасположенность к определённым заболеваниям, то у него будет дискинезия желчевыводящих путей, а потом гастрит. Но давайте будем честными: если мы съели фаст-фуд один раз в месяц, то катастрофы не произойдёт.

Главное, чтобы фаст-фуд не стал для школьника лакомством и поощрением. Кстати, гамбургер можно приготовить и в домашних условиях. Тогда он не будет таким вредным.

— Чем так вреден гамбургер?

— Все продукты, которые в нём содержатся (хлеб, котлета, зелень) – совершенно не вредные. Настораживает жарение с помощью животных жиров, качество мяса и соусы, которые используются.

— А если ребёнок всё время себе покупает фаст-фуд, то маме нужно больше кормить его дома овощами?

— Если это подросток или старший школьник, у которого есть деньги, проконтролировать покупку вредной еды невозможно. Тут придётся только договариваться.

Заменять еë чем-то дома, запихивать в ребёнка полезные продукты тоже не стоит, потому что пищевые вещества должны поступать в определённом соотношении: белки, жиры, углеводы. Если это соотношение нарушается, то они все не усваиваются.

— Что и в каких количествах должны есть школьники?

— Родителям нужно присмотреться к школьному меню и меню в детском садике. Оно сбалансированное. Белки к жирам соотносятся один к одному, а углеводов в четыре раза больше. Один к четырём. Белки должны быть на 50% животными: это молоко и молочные продукты, два стакана, мясо 100–120 граммов, это яйцо, одна штука, это творог и сыр. Жиры не менее 10% должны быть растительными, которые не прошли термическую обработку. То есть растительное масло: разные масла. 10% для школьника – это одна-две столовые ложки в салат или в овощное блюдо. Углеводы на 50% должны быть сложными. Это крупы, каши, хлеб, макаронные изделия, овощи и фрукты. Каши по результатам анкетирования, которое мы проводили, едят менее пятой части школьников. А это идеальный завтрак. Это медленные углеводы, дающие долгое чувство насыщения. Овощи и фрукты – пять порций в день. Одна порция равна размеру кулачка ребёнка. Вот так формируются пять порций.

На секцию без слёз

— Современные школьники перегружены дополнительными занятиями. Как найти золотую середину?

— Мы хотим вырастить детей умных, образованных, развитых, которые будут успешны в жизни. Нередко ребёнок уезжает из дома в семь, восемь часов утра, а приезжает в восемь, девять часов вечера. 12-часовой рабочий день даже взрослому человеку сложно вынести.

С развивающими занятиями всё должно быть очень индивидуально. Иногда ребёнок идёт одновременно в первый класс, музыкальную школу, на английский, на плавание, и вот такой рабочий день. Это избыточная нагрузка. Он начинает болеть. Мы, педиатры, не рекомендуем сочетать первый класс с началом посещения каких-то дополнительных занятий. Может, пусть будет спортивная секция, но какая-нибудь одна.

У всех нас разный порог прочности. Но если взять среднестатистического ребёнка, то к обычной общеобразовательной школе было бы неплохо присоединить физическую нагрузку. И развитие какой-то творческой способности. При этом ребёнку должно нравиться! Если он идёт в спортивную секцию и плачет, то её посещение не принесёт никакой пользы.