Точно в цель
Татьяна Кайнова, «АиФ-Урал»: – Владислав Владимирович, что такое противоопухолевая лекарственная терапия?
Владислав Петкау: – Это один из методов лечения злокачественных новообразований с помощью введения в организм специальных химических веществ или лекарственных препаратов, так называемых противоопухолевых агентов.
Она включает в себя классическую химиотерапию цитостатиками, гормонотерапию, таргетную терапию и иммунотерапию. Показания для применения противоопухолевой лекарственной терапии постоянно расширяются. Она может применяться самостоятельно, а также дополнительно с другими методами – хирургией или радиотерапией.
Так, есть опухоли, высокочувствительные к химиотерапии, к ним можно отнести саркому Юинга, герминогенные опухоли и ряд других. Их можно взять под контроль с помощью химиотерапии и добиться излечения – под этим понятием мы, онкологи, подразумеваем отсутствие рецидива болезни в течение многих лет, когда новообразование не ограничивает продолжительность жизни.
При других опухолях, в случае метастазирования, мы не можем говорить об излечении, но можем длительно контролировать заболевание. Так происходит при раке молочной железы, раке прямой и ободочной кишки, некоторых вариантах рака лëгкого. Во многом это связано с пониманием биологии опухоли и рациональным подбором лекарственной терапии в зависимости от биологических подтипов опухоли. В этом нам помогают молекулярно-генетические исследования, которые всё шире входят в нашу практику. У опухоли появляется свой «паспорт» из иммуногистохимических и генетических маркеров, которые позволяют индивидуализировать лечение.
Есть опухоли, малочувствительные к химиотерапии, например, рак печени, рак почки, рак щитовидной железы. Но на них хорошо действует таргетная терапия и иммунотерапия.
Другой точкой приложения лекарственного лечения является предоперационное и послеоперационное лечение, или, выражаясь профессионально, неоадъювантная и адъювантная терапия. Этот вид лечения нужен для снижения риска рецидива и метастазирования после проведённого радикального хирургического лечения, когда опухоль полностью удалена.
– В чем отличие таргетной терапии от обычной химиотерапии?
– Таргетная терапия – это современный вид лечения, который направлен на борьбу с опухолевыми клетками. Первые таргетные препараты были разработаны в 80–90-х годах прошлого века. Название методики происходит от английского слова «target», обозначающего «цель» или «мишень».
Отличие этого вида лечения от химиотерапии состоит в том, что таргетные препараты действуют направленно на молекулы, участвующие в канцерогенезе, то есть в процессе образования опухоли. А химиотерапия действует на все активно делящиеся клетки – и на опухолевые, и на нормальные. Поэтому при таргетной терапии здоровые ткани не повреждаются, что позволяет минимизировать побочные действия противоопухолевого лечения.
Стандартная химиотерапия действует как «бомбардировка» – она воздействует и на опухолевые, и на здоровые клетки. Но, к сожалению, отказаться от неё полностью не получается, так как «мишени» есть не везде и бывает так, что опухолевые клетки очень похожи на здоровые.
– Как проходит лекарственная терапия?
– По способам доставки препаратов в организм человека она бывает нескольких видов.
В большинстве случаев это внутривенные формы. Существуют разные схемы химиотерапии. Проводится такое лечение курсами или циклами. Например, пациент может три дня получать капельницы, а потом 21 день «отдыхать». Это время нужно на восстановление организма. И такой вот промежуток будет называться «один курс».
Другая форма лечения – таблетированная терапия, когда лекарства принимают в виде таблеток или капсул. Существует стереотип, что такое серьëзное заболевание, как рак, таблетками «не убить». Некоторые пациенты с недоверием относятся к такой форме. Между тем это не так. Помимо удобства применения (можно принимать дома), увеличивается и эффективность – за счёт длительности воздействия, т. к. препарат принимается каждый день, имитируя ежедневные капельницы.
Но бывают и более редкие формы, когда мы вводим препараты внутриплеврально (в грудную полость) или внутрибрюшинно (в брюшную полость) через специальные катетеры. Ещё реже используются трансдермальные формы, когда мы воздействуем на опухоль, которая находится на поверхности кожи.
– Пациенты говорят, что при проведении любой противоопухолевой лекарственной терапии есть побочные эффекты, как можно их смягчить?
– Химиотерапия – это лечение лекарственными препаратами. Если мы с вами откроем инструкцию к любому зарегистрированному медицинскому препарату, то увидим длинный перечень побочных эффектов. Это касается даже самых тривиальных, давно знакомых всем препаратов. К сожалению, совсем избавиться от побочных эффектов пока невозможно, но с появлением новых современных препаратов нежелательных явлений становится всё меньше.
Перед первым курсом химиотерапии пациенту рассказывают про препарат, про его воздействие и возможные побочные эффекты. На протяжении лечения пациент всегда может прийти на приëм и проконсультироваться со своим врачом. Если пациент тяжело переносит лекарственную терапию, врач должен вовремя среагировать и откорректировать лечение. И здесь речь уже идëт о качественно подобранном «сопроводительном лечении»: вместе с химиотерапией пациент получает лекарства, препятствующие развитию тошноты, дерматита, диареи и т. д.
Надо сказать, что не всегда химиотерапия переносится тяжело, почти половина пациентов продолжают работать на фоне лечения и ведут обычный образ жизни.
Можно ли обмануть рак
– Как действует иммунотерапия?
– В 2018 году была присуждена Нобелевская премия за разработку нового метода лечения злокачественных образований – иммунотерапии. И сразу же, с 2019 года, мы начали активно использовать препараты иммунотерапии в нашем диспансере. Суть этого метода состоит в том, что есть механизм, при котором опухоль как бы обманывает наш иммунитет: если мы уберём этот механизм за счёт препаратов, то иммунитет начинает видеть опухоль и уничтожает её сам. То есть за счёт препаратов мы позволяем нашей иммунной системе распознать раковую опухоль. Сейчас уже разработан наш, отечественный препарат, который мы применяем при иммунотерапии.
– Как составляются схемы лекарственной терапии?
– Мы проводим лечение в соответствии с национальными клиническими рекомендациями и международными протоколами лечения. Всё, что изобретается и внедряется в мировой медицине в лечении злокачественных заболеваний, сразу появляется и в Свердловском онкологическом диспансере.
– Как отразилось на лечении онкологических больных введение санкций против РФ?
– Западные компании постепенно уходят с нашего рынка, но субстрат для большинства препаратов, которые мы применяем, изготавливается в Индии и Китае. Поэтому говорить о полной фармакологической блокаде не приходится. Пока нет случаев, когда фармкомпании резко прекращали бы ввоз лекарственных препаратов. Как правило, если фирма уходит с российского рынка и приостанавливает поставки, она находит способы перерегистрации или передаёт свои права другим компаниям.
Конечно, в первую очередь мы рассчитываем на нашу фармацевтику – пытаемся найти альтернативные решения, подбираем отечественные препараты.
Важные правила
– Как можно уменьшить риск возникновения онкологических заболеваний?
– К сожалению, онкологические заболевания зачастую протекают бессимптомно, поэтому нужно регулярно проходить ежегодные обследования у специалистов по программе диспансеризации.
Одно из самых главных правил – с уважением относиться к самому себе. В этом случае вы не допустите лишнего веса, а это, в свою очередь, станет хорошим подспорьем в защите от рака молочной железы, яичников, шейки матки, поджелудочной железы.
Не стоит забывать и о психологическом комфорте, о стремлении ощущать всю полноту жизни. Если человеку интересно жить, он заботится о себе и ведёт активный образ жизни.