Сегодня мы готовы помогать пациентам, у нас есть для этого необходимые технологии, очень быстро проводится диагностика инсульта, но… остро стоит проблема поздних обращений. Это основная причина наших неудач.
Что важнее?
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Андрей Марисович, что мешает пострадавшим от инсульта срочно звонить в скорую?
Андрей Алашеев: Мы пытались изучать этот вопрос, смотрели, что делается за рубежом, и пришли к выводу, что позднее обращение – общечеловеческая проблема. Пациенты, к сожалению, нередко оказываются не готовы стремительно изменить свои планы, отказаться от каких-то дел и срочно обратиться за медицинской помощью. Скажем, у человека по пути на работу случается инсульт, но он тем не менее туда приходит, пытается решать «неотложные» вопросы, а тем временем симптомы нарастают, состояние ухудшается. И скорая помощь вызывается, когда состояние человека становится очевидным для окружающих. Но время уже ушло!
Беспечность пациентов порой поражает. Привозят, например, к нам мужчину. Спрашиваем: «Что же вы не обратились сразу, когда рука ослабла?». Отвечает: «Так это же левая рука, я ей мало что делаю». Часто сталкиваемся с объяснениями вроде «Решил подождать, думал, отпустит». Бывают и откровенно курьёзные случаи. Привозят мужчину, спрашиваем у жены, когда у него нарушилась речь? «Не знаю: мы поссорились, и я с ним не разговариваю». Да что говорить! Среди наших пациентов были и врачи-неврологи, которые симптомы инсульта уж точно знают, как и последствия промедления.
Справедливости ради надо сказать, что у нас и обратных примеров, когда пациент поступает вовремя, немало. То есть люди знают симптомы инсульта (они ведь очень простые), мгновенно на них реагируют, вызывают скорую помощь, которая привозит пострадавших к нам. Мы действительно обнаруживаем, что у человека случился инсульт, что есть тромб. Мы тромб растворяем, и у пациента восстанавливаются все функции, а через сутки он уже себя полностью обслуживает и чувствует себя так же хорошо, как до заболевания.
– Насколько сотрудники скорой помощи готовы к мгновенной реакции на вызов по поводу инсульта?
– Инсульт – это исторически неотложное состояние, и скорая помощь давно о нём знает. Кроме того, мы регулярно проводим обучающие семинары. Нареканий к работе скорой у нас точно нет. Наша региональная акция «Останови инсульт!» направлена в первую очередь на просвещение жителей Свердловской области. На формирование у них настороженности к этому заболеванию.
Мы говорим о важности своевременного обращения за медицинской помощью. Но госпитализироваться при инсульте нужно в любом случае, даже когда упущено «золотое время». Мы должны постараться по максимуму сохранить мозг и попытаться найти причины возникновения инсульта. Коих очень много. Ведущие, конечно, атеросклероз, нарушения сердечного ритма, вообще проблемы с сердцем, повышенное артериальное давление, сахарный диабет. Часто бывает, что эти проблемы у пациентов впервые выявляем именно мы.
Только цифры:
- 2 630 пациентов с инсультом умерло за 9 месяцев 2015 года.
- 253 раза проведён тромболизис пострадавшим от инсульта за 9 месяцев 2015 года.
- 106 503 пациента выписано из стационаров после инсульта за последние 5 лет.
- До 25% всех ишемических инсультов – повторные.
Сколько отделений?
– Надо полагать, что это далеко не все факторы риска развития инсульта?
– Конечно. Кроме факторов риска, связанных с заболеваниями, есть те, которые связаны с образом жизни. По итогам диспансеризации в области 37% мужчин и 13% женщин имеют такой серьёзный фактор риска инсульта, как курение. Недостаточная физическая активность свойственна 46% мужчин и 40% женщинам. Избыточная масса тела выявлена у 57% мужчин и 43% женщин. Представляете! Между тем это так называемые управляемые факторы риска. То есть те, которые можно устранить, изменив образ жизни, образ питания.
К слову, о питании. Как выяснилось, практически у всех жителей области в рационе недостаточно фруктов. При этом правило простое: в день нужно съедать пять единиц овощей (кроме картофеля) и фруктов в любой комбинации. Одна единица, например, – это яблоко, груша, стакан сока и т.д.
– Андрей Марисович, сколько случаев инсульта у нас выявляется ежегодно?
– Смотрите, за девять месяцев у нас в области случилось 18 192 инсульта. Представьте, из 200 взрослых один болеет инсультом! Это очень большая цифра. Причём у нас в регионе заболеваемость выше, чем в среднем по России. И она, к сожалению, только растёт.
– Понятно, что не все пострадавшие проходят через областную клинику. Насколько лечебные учреждения региона готовы оказывать помощь пациентам с инсультом?
– В Свердловской областной клинической больнице находится региональный сосудистый центр. Это управление, это самые сложные случаи, это самые передовые технологии. Но тем не менее у нас вся область сегодня покрыта первичными сосудистыми отделениями, которые созданы на базе межмуниципальных центров. То есть учреждений здравоохранения, которые обслуживают не только пациентов своего города, но и прикреплённых территорий. Они прекрасно оборудованы для лечения больных с инсультом, там работают обученные врачи. Более того, куда бы пациент ни поступил, мы имеем возможность в случае необходимости его проконсультировать с помощью телемедицинских технологий. Кроме того, у нас в областной больнице работает выездная бригада. Словом, в области оказание помощи больным с инсультом доступно и организовано на достойном уровне. Повторюсь, мы готовы оказывать всю необходимую помощь. Главное, чтобы уральцы не теряли «золотое время».
Факторы риска развития инсульта:
- Употребление табака.
- Низкая физическая активность.
- Нездоровое питание.
- Чрезмерное употребление алкоголя.
- Артериальная гипертензия.
- Сахарный диабет.
- Дислипидемия.
- Избыточный вес и ожирение.
- Преклонный возраст.
- Наследственная предрасположенность.
- Психологические факторы (например, стресс, депрессия).
Адрес группы по профилактике инсульта в социальной сети.