«Так-то он адекватный!» Как вовремя распознать «старческий маразм»

Позитивный настрой и постоянное саморазвитие - лучшая профилактика старческого слабоумия. © / Руслан Ишмухаметов / АиФ-Казань

Об этом мы говорим с руководителем одной из крупнейших патронажных служб Екатеринбурга Екатериной Медведевой.

   
   

Вредность как симптом

Рада Боженко, «АиФ Урал»: Екатерина, я правильно понимаю, что от деменции в почтенном возрасте не застрахован никто?

Екатерина Медведева: Я бы даже сказала, что она практически всем гарантирована. Ведь проявления деменции могут сопровождать многие заболевания, например болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера. И здесь, мне кажется, происхождение состояния не столько важно в сравнении с тем, как с этим жить. Когда специалисты-медики начинают разбираться в проблеме пожилого человека не по принципу «что вы хотите в вашем возрасте», а серьёзно (если родственники допекут), то выясняют этиологию проявлений деменции. И уже в зависимости от этого подбирается терапия, которая замедляет процесс и смягчает симптомы. Только так. Вылечить деменцию невозможно, это необратимый процесс. Но если вовремя начать бить тревогу и «доставать» врачей, то есть самому не игнорировать проблему, это во многом облегчает жизнь и пожилому человеку, и родственникам, которые за ним ухаживают.

– Не игнорировать, наверное, самое сложное? Ведь какие-то проявления деменции есть соблазн объяснить проявлением не самого лёгкого характера.

– Конечно. «Просто старенькая бабушка стала вредной». Могут сыграть свою роль и сложные отношения между родственниками.

Справка
*Деменция – приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. Деменция – это распад психических функций, происходящий в результате поражений мозга.
Кроме того, первые признаки деменции – это гротескные, гипертрофированные проявления каких-то черт характера. «Он всегда был такой» – это самая первая из топа трёх фраз, которые мне говорят клиенты, когда я начинаю бить тревогу. Как только я это слышу, убеждаюсь, что мои предположения, скорее всего, небезосновательны. Всё просто. Если «он всегда был такой», почему раньше никто не обращал на это внимание? Почему, например, вредность раньше не воспринималась так остро? Потому что сейчас она приобрела иную форму, проявляется иначе, что является тревожным звоночком. Поводом обратиться к врачу-геронтологу.

Ещё один такой «звоночек» – резкая смена настроения в сторону «упадничества», проявление недовольства. Я понимаю, что в России пенсионеру сложно быть довольным жизнью. На Урале, с нашим климатом и дефицитом солнца, в принципе сложно быть довольным, здесь всё располагает к унынию. Но большинство людей всё же усилием воли себя вытаскивают из этого состояния, смещают фокус внимания, находят себе занятия. Стоит обратить внимание на погружение пожилого человека в апатию. Было, например, ему что-то интересно, и вдруг он этот интерес утратил. Или другой вариант: всегда он ел вместе со всеми на кухне, а тут стал всё чаще пренебрегать этим, просить принести еду к нему в комнату. Меньше стал пожилой человек общаться, больше «огрызаться» – это всё те мелкие проявления, которые свидетельствуют не о проявлении характера, а опять же о поводе для обращения к врачу с вопросом: «не деменция ли это?».

   
   

Причём первые признаки преддементного состояния могут проявиться и в 50-60 лет. Особенно если не заниматься профилактикой, не практиковать специальные упражнения «для мозга». Мы, например, с коллегами регулярно упражняемся, потому что страшно. Ведь мы каждый день сталкиваемся с результатом того, что люди в своё время не озадачивались профилактикой деменции, видим, каково родственникам, знаем, какие проблемы с организацией быта, организацией собственно жизни возникают. В конце концов, знаем, сколько это стоит.

День сурка

– Какие ещё симптомы, исходя из вашей практики, повод бить тревогу?

– Меня всегда настораживает фраза родственников: «Так-то он адекватный». Если человек начинает искать подтверждение тому, что его пожилой родственник «нормальный», начинает заниматься самоуспокоением, значит, где-то в глубине души, как говорится, задним умом, он понимает: повод для тревоги есть.

– В чём может проявляться «неадекватность»?

– Пожилой человек может, например, паясничать. Дурачиться. Не ко времени, не к месту, не в тему. Или передразнивать кого-то. Нам с этим приходилось сталкиваться.

Деменция может иметь особенность, замешанную на компенсаторном механизме. Известно, что при травме мозга, например, определённые функции могут взять на себя его уцелевшие участки. Так и при деменции. На какое-то время возникает ощущение, что всё нормализовалось. Но временное улучшение возникает только благодаря компенсаторному механизму, а на самом деле поражённые клетки мозга не восстановились. Не осознавая этого механизма, люди нередко нам говорят: «Ой, у нас та-а-акое было, у бабушки та-аакие закидоны были. Но сейчас всё нормально». Нет, ребята, не нормально! Это всего лишь краткосрочная история, и периоды, когда «всё нормально», будут сокращаться и сокращаться, если вы срочно не примете меры для поддержания мозга хотя бы в том состоянии, в котором он находится сейчас.

Представляете жизнь пожилого человека? Все члены семьи с утра разошлись, а он остался в компании телевизора, где педалируется настроение всеобщего недовольства: «вокруг враги, кругом подстава». Или вообще в вакууме без телевизора. Вечером все возвращаются усталые, им не до бабушки. И так изо дня в день. Такой День сурка. Получается, что пожилой человек живёт в изоляции, в отсутствие общения, развития, то есть все факторы способствуют тому, чтобы он с максимальной скоростью деградировал.

Чтобы мозг кипел

– Вы сказали: «в отсутствие развития». Насколько это актуально, когда речь идёт о людях почтенного возраста?

– Невероятно актуально! Почему сейчас и развиваются всевозможные курсы для пожилых людей. Как только завершается развитие, начинается деградация. Мозг необходимо постоянно озадачивать. Поэтому, если, скажем, какая-то из наших бабушек увлекается решением кроссвордов, мы её обязательно «подсаживаем» на другое увлечение, с более сложной задачей – только усложнение даёт должный эффект.

Точно так же, как наше тело нуждается в ежедневной зарядке, наш мозг нуждается в упражнениях. При этом самый главный показатель правильности выбранного действия – оно должно даваться тяжело. Как только оно начинает даваться легко – его пора менять.

– Есть какие-то специальные упражнения для мозга?

– В группе «Ответственных детей» мы периодически проводим курс, как общаться с пожилыми людьми, как сохранять отношения и так далее. В том числе в рамках этого курса мы проводим занятия по профилактике деменции. И даём простейшее нейроупражнение: правой и левой рукой одновременно писать или рисовать разные фигуры. Скажем, правой треугольники, левой – кружочки. Я, например, часто утром делаю это упражнение перед началом рабочего дня – отлично помогает мозгу включиться в работу. Кроме того, мы с коллегами дружно занялись изучением иностранных языков. На ресурсе «Открытого образования» я себя мучаю физикой, потому что в этом вообще ничего не понимаю. Это для меня максимально сложно, но разобраться невероятно интересно. Идёт со скрипом, зато я чувствую, как кипит мой мозг. Поверьте, чем раньше начать вырабатывать в себе привычку пробовать, познавать что-то новое, тем проще будет в пожилом возрасте себя двигать вперёд. Заставлять себя чем-то заниматься – это отдельный навык.

Смотрите также: