Станция скорой медицинской помощи имени В.Ф. Капиноса отмечает профессиональный юбилей – 60 лет назад в Свердловске появилась первая специализированная кардиологическая бригада. В числе её создателей и первых врачей – легендарный Виталий Белокриницкий, который, отпраздновав в июле своё 90-летие, остаётся предан своему призванию.
Врач в шкафу и толченые мозги
Созданием специализированных кардиологических бригад страна обязана прославленному уральскому учёному-медику Борису Кушелевскому, который выступил с таким предложением на XIV съезде терапевтов в Москве в 1956 году. Правящая партия идею поддержала, и первая кардиологическая бригада скорой медицинской помощи начала работать в Ленинграде.
Перенять небольшой, но уже имеющийся опыт коллег и создать свою кардиологическую школу решили и в скорой помощи Свердловска. Главный врач станции Владимир Капинос вызвал к себе молодого врача Виталия Белокриницкого и тоном, не предполагающим возражений, сказал: «Пойдёшь учиться»... «Я тогда подумал: почему нет? Не понравится – уйду. Это было в конце 50-х годов прошлого века, до сих пор «ухожу».
Первая специализированная бригада скорой помощи Свердловска выехала на вызов летом 1960 года. На вооружении специалистов тогда было оборудование, которое с современным даже сравнивать было бы странно. Например, на первых порах врачи выезжали на вызов с микроскопом – прямо на дому брали анализ крови и проводили исследование, позволяющее определить стадию инфаркта миокарда. Но необходимость в этом быстро отпала, поскольку под нужды бригады на станции была создана лаборатория.
Первый кардиограф первой кардиологической тоже был той ещё штучкой – ЭКГ записывалась на плёнку, которую нужно было проявлять. Естественно, прямо на месте. Для этого врачу приходилось закрываться в тёмном туалете или даже в шкафу.
«Когда в нашем распоряжении появился переносной кардиограф с чернильной записью, который нам удалось выменять в одной из городских больниц на новый пятиканальный кардиограф величиной с письменный стол, мы восприняли это как историческое событие», – рассказывает Виталий Иосифович. С новым кардиографом тоже было не всё просто, например, бумажную ленту для него специалисты скорой склеивали сами, разрезая листы миллиметровой бумаги на полоски.
Что же касается способа приготовления реактива (этим тоже врачи занимались самостоятельно) для определения свёртываемости крови у пациента, то у современных медиков он, к гадалке не ходи, вызвал бы удивление. И оторопь у людей, далёких от медицины. При отсутствии фабричного сухого тромбопластина специалисты скорой добывали его из… серого вещества головного мозга, полученного в морге. Это самое вещество высушивали и растирали в ступке.
Несмотря на немалые сложности, создание специализированной кардиологической бригады было прорывом в оказании помощи сердечникам. «Особое место в нашей работе занимала тактика, – рассказывает Виталий Иосифович. – В эффективности лечения, например, инфарктов миокарда время – существенный фактор. И мы его не теряли, стараясь оказать максимальный объём помощи пациенту на дому. И только после стабилизации состояния больного речь шла о госпитализации. К слову, было время, когда пациентов с инфарктом вообще оставляли дома, поскольку они считались нетранспортабельными».
Временно — на 60 лет
Вообще говоря, в своё время юный выпускник школы Виталий Белокриницкий пошёл сначала не по своему пути. Поступил в лестех, потому что «он был близко от дома». Но быстро понял бесперспективность этого мотива и вознамерился попробовать себя в журналистике. «Да, была мысль поступить в УрГУ на факультет журналистики, но тогда там нужно было сдавать предметы, которые я уже успел подзабыть, – историю и географию, поэтому я от этой идеи отказался, – рассказывает Виталий Иосифович. – Встретил одноклассников, которые учились в медицинском институте, они меня и убедили туда поступить, сказав, что будем вместе работать над увеличением продолжительности жизни».
Медицина совершенно захватила студента Белокриницкого. Начиная с третьего курса он в свободное от занятий время дежурил в ВОСХИТО, видя себя в будущем хирургом. Однако ректор института, не посчитавшись с планами молодого специалиста, при распределении отдал Белокриницкого в распоряжение МВД.
«Так я попал на север области в посёлок Белый Яр. Вокруг – сплошь колонии. Там я с удивлением узнал, что призван на вакансию… венеролога, – рассказывает Виталий Иосифович. – Что, разумеется, меня не радовало». Несмотря на то, что выпускник мединститута должен был оттрубить по распределению три года, Белокриницкому удалось уволиться по собственному желанию. Правда, за это ему потом, когда он, получив вольную, вернулся в Свердловск, прилетело в облздраве.
Интересно, что спустя год практически этот же путь распределения прошла и супруга Виталия Иосифовича Римма Васильевна – педиатр.
В Свердловске однокурсник предложил Белокриницкому временно устроиться в скорую помощь. «Мы же знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное, – смеётся Виталий Иосифович. – Вот и моё «временно» растянулось на 60 с лишним лет. Так я в скорой и работал, а параллельно преподавал в медицинском институте».
Виталий Белокриницкий работает в скорой и по сей день, реализуя безразмерный багаж знаний, навыков, опыта в организационно-методическом отделе. В 2002 году была издана его книга «Спешите делать добро. Страницы истории специализированной скорой медицинской помощи». «Думал, напишу пару страниц, – говорит Виталий Иосифович, – а потом понял, что этим объёмом не обойдёшься. В итоге написал около ста страниц».
Трудовая жизнь была поставлена на паузу лишь в связи с пандемией. Находясь в силу почтенного возраста в группе риска по заражению новой короноварисуной инфекцией, Виталий Иосифович вместе с супругой самоизолировались на даче. Но и там он ведёт активную жизнь, регулярно делает зарядку, ожидая, когда можно будет вернуться к регулярным занятиям в фитнес-зале.
Секреты долголетия от врача скорой
По словам Виталия Иосифовича, «закон сохранения энергии» очень прост: жить по совести, делать людям добро, никому не завидовать и быть приверженцем здорового образа жизни, особенно в части физической активности и отказа от вредных привычек.
Что же касается питания, то тут у прославленного доктора нет универсального рецепта, он признаётся, что не прочь иногда побаловать себя какой-нибудь вредностью, кусочком сала, например. Изредка пропустить рюмочку, кстати, тоже не грех.