«Смогу взять на руки сына». Уральские хирурги провели уникальную операцию

Пациент и его спасители. (Слева направо: Врач сосудистый хирург Иван Грошев, врач УЗИ Ринат Фасхиев, врач анестезиолог Сергей Ткачук, Иван Вахрушев и врач сосудистый хирург Вячеслав Бочегов. © / пресс-служба ГКБ №40

Сосудистые хирурги Городской клинической больницы № 40 Екатеринбурга провели уникальное хирургическое лечение – впервые в истории российской травматологии они зашунтировали артерию с нарушенным кровотоком с помощью вены, выращенной внутри организма пациента. Благодаря этому в травмированной и потерявшей чувствительность руке молодого мужчины из Серова восстанавливается подвижность. Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Единственно возможное решение

В августе минувшего года 25-летний житель Серова Иван Вахрушев приехал вместе с женой и маленьким сыном в гости к родителям. В ожидании мамы молодая семья решила приготовить обед. «Я пошёл за овощами в теплицу, – рассказывает Иван. – Так получилось, что там я запнулся о вилы и упал на стекло, о которое травмировал руку». Бригада скорой медицинской помощи доставила пострадавшего в Городскую больницу Серова, специалисты которой диагностировали у молодого человека колото-резаное ранение левого плеча с повреждением сосудисто-нервного пучка, с полным пересечением плечевой артерии. В Серов срочно выехал из Екатеринбурга сосудистый хирург Центра медицины катастроф, которые на месте провели операцию. Однако из-за характера травмы и массивности поражения в послеоперационный период функция руки пациента не восстановилась. «Рука совершенно не работала, была холодной, поскольку кровоток в ней был нарушен. Конечно, мне это было сложно принять, ведь я левша, то есть левая рука у меня как раз рабочая», – говорит Иван.

Спустя два месяца после проведения экстренного хирургического вмешательства Иван поступает на лечение в нейрохирургическое отделение ГКБ № 40 Екатеринбурга. При дообследовании врач УЗИ Ринат Фасхиев выявил у молодого человека окклюзию – длинную закупорку – плечевой артерии. Специалисты «сороковой» предполагают, что в послеоперационный период  у Ивана случились тромботические осложнения, в результате которых оказался нарушен кровоток. Перед хирургами ГКБ № 40 стояла главная задача – восстановить магистральный кровоток, что позволило бы, в свою очередь, восстановить функцию конечности.

Пациента перевели в Центр сосудистой хирургии ГКБ № 40, специалисты которого стали думать, как восстановить магистральный кровоток. Дело в том, что с момента развития осложнений прошло слишком много времени, поэтому об удалении тромбов и речи не могло быть. Хирруги пришли к выводу, что единственно возможное решение – это проведение реконструктивного вмешательства. Иными словами, шунтирование плечевой артерии.

Вену вырастили в ноге

«Согласно данным научной литературы, самым оптимальным вариантом для восстановления магистрального кровотока (шунтирования) являются собственные ткани пациента. То есть так называемые аутовены, – говорит сосудистый хирург ГКБ № 40 Вячеслав Бочегов. – Они имеют значительное преимущество по сравнению с синтетическими протезами. Кроме того, при этом методе гораздо ниже риск послеоперационных осложнений. В своë время коллеги из Краснодара представляли в научной литературе работу, в которой описывали выращивание такой вены на руке. При этом создаётся сообщение между поверхностной веной и артерией, чтобы увеличить диаметр вены. После этого забирают с руки вену и сажают её в позицию вены нижних конечностей. Но это у пациентов с облитерирующим атеросклерозом. То есть не у травматологических пациентов! И к тому же опыт применения такой методики в России небольшой».

Специалисты Центра сосудистой хирургии, что называется, на берегу, решили, что выращивать вену на руке Ивана – это не вариант. Мало того, что у молодого человека бездействовала левая (рабочая) рука, так ещё бы и функции правой были бы какое-то время ограничены. И тогда было принято решение выращивать вену на ноге. Несмотря на то, что операция по созданию сообщения между веной и поверхностной бедренной артерией длилась не более 40 минут, назвать еë простой нельзя. Дело в том, что по артерии кровь движется сверху вниз, а по вене, наоборот, снизу вверх. За это отвечают клапаны, которые во время хирургического вмешательства пришлось разрушить специальным инструментом.

Послеоперационное УЗИ показало - кровоток восстановлен. Фото: пресс-служба ГКБ №40

За две недели диаметр вены увеличился с 2 до 4,7 мм, то есть практически в два с половиной раза. Это позволяло провести её трансплантацию в позицию плечевой артерии. «На время выращивания вены меня отпустили домой, – рассказывает Иван. – Естественно, я испытывал неприятные ощущения в ноге, но прекрасно понимал, что надо набраться терпения, ведь это для моего же блага».

   
   

Операция по трансплантации поверхностной вены в позицию ключевой артерии продолжалась два с половиной часа. Чтобы было понятна суть хирургического лечения, представим оживлённую автомобильную трассу, на определённом участке которой произошло нечто, препятствующее движению. В этом случае специалисты прокладывают объездной путь, по которому транспорт имеет возможность двигаться с той же интенсивностью. Вот этот «объездной» путь для кровотока сосудистые хирурги и создали с помощью выращенной вены. «Результат хороший, – говорит Вячеслав Бочегов, – нам удалось восстановить кровоток на всех уровнях. Функция конечности потихоньку восстанавливается, появились движения, рука стала тёплой. Конечно, Ивана ждёт длительный период реабилитации. Но мы надеемся, что со временем функция конечности восстановится полностью».

«Первым быть немного страшновато»

Проведённую уральскими специалистами операцию с полным правом можно назвать уникальной. Во всяком случае, Вячеслав Сергеевич перелопатил огромное количество специальной литературы и множество других источников медицинской информации и нигде не встретил такой вариант операции у травматологических пациентов. Теперь в Центре сосудистой хирургии ГКБ № 40 говорят, что при необходимости будут использовать эту методику для лечения других пациентов. Кроме того, сосудистые хирурги готовы поделиться опытом с коллегами, в том числе из других регионов.

Что же касается Ивана, то он признаётся: «Было немного страшновато быть первым пациентом, в лечение которого применяется данная методика. Поэтому перед операцией я немного волновался. Но в то же время я абсолютно доверял врачам. И сейчас я им безмерно благодарен за их мастерство, профессионализм, за всё, что они для меня сделали! Сегодня (8 февраля. – Ред.) меня выписывают, к вечеру буду дома, в Серове. И наконец-то смогу взять на руки сына».

Иван с радостью демонстрирует, как на травмированной руке уже шевелятся пальцы. Он уверен, что со временем рука полностью восстановится, а пока пытается сделать ведущей правую руку. В этом молодой человек добился немалых успехов. «Только вот почерк ещё некрасивый», – смеётся Иван.