Путь к интеллектуальному долголетию лежит через физическую и социальную активность, познание и… соблюдение режима дня. Об этом мы говорим с заведующей кабинетом лечения и профилактики психических расстройств у лиц старшего возраста Свердловской областной клинической психиатрической больницы Александрой Голевой.
Границы нормы
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Александра Сергеевна, ухудшение когнитивных функций – это неизбежный возрастной процесс?
Так вот, с возрастом в головном мозге происходят определённые процессы. Старение, увы, неизбежно, но многие когнитивные нарушения могут происходить как в рамках нормы (например, замедление мышления, неустойчивость внимания), так и выходить за эти рамки, когда развиваются интеллектуальные нарушения, вплоть до деменции.
– Многие пожилые люди обречённо ждут этих изменений, но ведь далеко не у всех границы нормы нарушаются?
– Совершенно верно. Но знаете, в чём проблема? Сам пожилой человек, у которого постепенно происходят какие-то изменения, может их не заметить (забыл какое-то слово – заменил его другим, запамятовал событие – поднапрягся и, в конце концов, вспомнил), но на них могут обратить внимание окружающие, в первую очередь, родственники. При этом зачастую они считают когнитивные изменения естественными для пожилого возраста и не обращаются к специалистам. Поэтому к психиатрам пациенты пожилого возраста попадают, как правило, уже на поздней стадии, чаще всего с тяжёлой деменцией, которую мы можем лишь слегка подкорректировать, а не помочь человеку продолжать полноценно жить. Деменция сопровождается гибелью клеток головного мозга, и, когда их погибло уже много в результате того, что процесс тянется очень давно, кардинально изменить состояние уже невозможно. Тогда как на ранних стадиях мы можем помочь – сегодня с деменциями всё ясно и понятно, их научились диагностировать и лечить.
Внуки как профилактика
– Какие шаги нужно делать на пути к интеллектуальному долголетию?
– Состояние когнитивного снижения довольно часто связано с сосудистыми проблемами. С возрастом стенки сосудов становятся менее эластичными, в результате мозг получает меньше питания. Поэтому, если происходят сосудистые изменения, мы призываем пациентов следить за артериальным давлением, уровнем сахара в крови, состоянием гормонов щитовидной железы. То есть за теми факторами, которые могут влиять на сосуды и, соответственно, на питание головного мозга. И здесь очень важно выполнять рекомендации терапевта, невролога, кардиолога – специалистов, у которых пожилой человек наблюдается.
Кроме того, мы выделяем три составляющие интеллектуального долголетия. Во-первых, это физическая активность, интенсивность которой определяется индивидуально. Кто-то в пожилом возрасте занимается скандинавской ходьбой, катается на лыжах, а для кого-то и просто ходить по дому – уже труд. Словом, физическая активность должна быть посильной.
Во-вторых, это интеллектуальная работа по развитию логики, скорости мышления, внимания и так далее. Очень часто мы наблюдаем снижение когнитивных функций после того, как человек выходит на пенсию. Работая, человек имеет мотивацию к действию, его организм находится в тонусе. Выйдя же на пенсию, он «расслабляется», и начинается: «Надо бы вот это сделать, да ладно, отложу на завтра», «А зачем мне следить за датами?» и так далее. И постепенно определённые функции, которыми «не пользуются», начинают угасать.
В-третьих, на пути к интеллектуальному долголетию очень важна социальная активность, социальное взаимодействие. Нельзя запираться дома и отказывать себе в общении. Даже разговоры бабушек на лавочке лучше одиночества.
– Какие занятия для пенсионеров способствуют интеллектуальному долголетию?
– Важно, чтобы пожилой человек был во что-то включён. Пусть это будет участие в общественной деятельности, занятия в клубах по интересам, главное, чтобы у человека была цель, был мотив. И тут, кстати, большую роль играют дети и внуки, которые могут сделать так, чтобы человек, выйдя на пенсию, продолжал чувствовать себя нужным, понимал, что от него ещё что-то зависит. Включение в семейную жизнь (сделать с внуками уроки, забрать их из школы) для пожилого человека очень важно.
Кроме того, на протяжении всей жизни (почтенный возраст не исключение) важно получать новые знания, осваивать новые навыки – это способствует образованию новых нейронных связей. А чем этих связей больше, чем они прочнее и замысловатее, тем меньше вероятность получения когнитивного снижения в пожилом возрасте.
Профилактика когнитивных расстройств – это…
Режим дня
Для пожилого человека крайне важно соблюдать режим дня. При этом нужно обязательно следить за качеством ночного сна. Основные механизмы, связанные с памятью (например, переход информации из краткосрочной в долгосрочную память), действуют именно ночью. Продолжительность ночного сна должна быть не менее 6 часов. Любые нарушения сна – повод обратиться к врачу.
Общение
Исследования показали, что для людей преклонного возраста эффективным способом улучшения памяти может быть даже ежедневный десятиминутный разговор. Не отказывайте пожилым родственникам в удовольствии рассказать о том, как прошёл день, пересказать сюжет любимого сериала, поделиться воспоминаниями.
Чтение
Чтение литературы, выбранной в соответствии со своими вкусами, установками, привязанностями, однозначно является профилактикой деменции. Это интеллектуально энергозатратный процесс, поэтому чтение – это всегда хорошо. В любом возрасте. Эффективен и процесс запоминания (вспоминания) стихов, поскольку он предполагает создание новых нейронных связей..
Мелкая моторика
Любая деятельность, связанная с мелкой моторикой, полезна в пожилом возрасте, так как кисть руки соответствует очень большой зоне мозга. Развивая мелкую моторику, мы заставляем работать эту зону, соответственно, она хорошо кровоснабжается, то есть поддерживается нормальный кровоток. Любое действие, связанное с мелкой моторикой, очень энергоёмко, поэтому активно поддерживает мозг. Мы развиваем мелкую моторику, когда лепим (в том числе пироги и пельмени), рисуем, занимаемся рукоделием (вяжем, вышиваем), штопаем, перебираем крупы. Кроме того, для развития мелкой моторики можно выполнять специальные упражнения.
Новые знания (навыки)
Если даже компьютерные курсы для пенсионеров или изучение иностранного языка не ваша история, старайтесь учиться чему-нибудь новому, выходящему за рамки ваших компетенций. И чем больше интеллектуальных усилий будет затрачено, тем лучше. Как вариант – попытайтесь освоить современную бытовую технику, новый телефон и новые функции уже имеющегося. Помочь разобраться внуку в домашнем задании по математике – тоже задача, требующая мыслительного напряжения.