Уральские онкологи успешно диагностируют и лечат меланому родинки

Для диагностики меланомы родинки в областном онкодиспансере используют самые современные технологии. © / «АиФ-Урал»

При каких обстоятельствах родинка может переродиться и как диагностируется меланома, рассказывает заведующая отделением общей онкологии № 1 Свердловского областного онкологического диспансера Маргарита Магдалянова.    
   

Защита от солнца

– Маргарита Ивановна, мы не задумываемся, какова природа родинки. Что это такое?

– Родинка – это доброкачественное пигментное образование на коже, иными словами, доброкачественная пигментная опухоль. Количество родинок заложено генетически и связано с особенностями кожи – у белокожих людей, как правило, родинок больше. Дело ещё и в том, что белая кожа плохо защищена от ультрафиолета, а пигментное образование (родинка) может появляться как реакция на солнечную инсаляцию – это своего рода защитная реакция.

Сама по себе родинка не представляет опасности, это доброкачественное образование, с которым можно прожить всю жизнь.

– При каких условиях она может переродиться?

– Если мы говорим о перерождении родинок, то имеем в виду возникновение такой злокачественной опухоли, как меланома. Но считать, что меланома всегда появляется из существующей родинки, – заблуждение. Это не так. На самом деле, в 70% случаев злокачественная опухоль – меланома – появляется на неизменённой коже, а в 30% случаев, да, на месте уже существующей родинки.

Чтобы родинка не переродилась в злокачественную опухоль, необходимо, прежде всего, избегать выраженного ультрафиолетового облучения – солнечных ожогов. Загорать под солнцем можно, но обязательно защищая кожу. А вот сгорать ни в коем случае нельзя, солнечные ожоги очень опасны. Если мы сгораем в детстве, в юности, то наша кожа накапливает генетические мутации и к середине жизни возникает большой риск развития этого серьёзного заболевания. Меланома – это опухоль преимущественно среднего и старшего возраста.    
   

1 раз в месяц нужно осматривать кожу и родинки.
Второй очень важный фактор риска перерождения родинки – её травматизация. Родинки нельзя травмировать! А те, которые находятся в местах постоянного трения (в зоне ношения нижнего белья, допустим) и, соответственно, постоянно травмируются, лучше убрать.

– Какие изменения родинки должны насторожить?

– Как правило, начинает меняться цвет – из коричневого в чёрный. Или, наоборот, родинка может потерять пигмент и стать розовой – это тоже признак «неспокойствия». Она может поменять размер – стать больше. Меланома отличается фазой горизонтального роста, то есть сначала она растёт по коже, а потом начинает выступать над ней. Иными словами, если родинка начала расти, это тоже может быть признаком злокачественного процесса. Кроме того, должно насторожить изменение поверхности родинки, появление кровоточивости или эрозии (язвочки).
Эти признаки может заметить любой человек, который, как рекомендуется, осматривает свою кожу раз в месяц.

«Вгляд» микроскопа

– Понятно, что врачи не ориентируются только на эти признаки. Какие методы диагностики меланомы, возникшей из родинки, используются в диспансере?

– В первую очередь в арсенале онкологов и дерматологов есть такой способ диагностики, как дерматоскопия. Это инверсионный микроскоп с 20-кратным и больше увеличением, с помощью которого врач, работающий с кожей, имеет возможность увидеть определённые признаки злокачественности и, исходя из этого, поставить предварительный диагноз. Далее мы применяем эксцизионную биопсию, при которой родинка полностью удаляется и отправляется на гистологическое исследование. Это два основных диагностических метода.

– Как меланома поддаётся лечению?

– Ещё 15 лет назад мы называли меланому «королевой онкологии». Её лечение было в основном хирургическим, а при прогрессировании опухоли лекарственная терапия не работала и мы не могли спасти пациента. Тогда этого заболевания очень боялись онкологи. Сегодня ситуация в корне изменилась. У нас есть огромный лекарственный ресурс по лечению меланомы (причём он постоянно совершенствуется, развивается), и продолжительность жизни пациентов с этим диагнозом очень, очень приличная. Иными словами, сегодня мы вполне успешно можем лечить эту злокачественную опухоль.

Мы призываем всех людей внимательно следить за своей кожей, ведь чем раньше обнаружено заболевание, тем выше успех лечения. Пациенты, у которых меланома обнаружена на ранних стадиях и которые прошли лечение, несмотря на страшный диагноз, могут спокойно прожить всю жизнь, при этом заболевание к ним не вернётся.

– В чём была необходимость открыть в диспансере Центр онкодерматологии?

– Дело в том, что мы наблюдаем ежегодный рост злокачественных новообразований кожи, в том числе ежегодный прирост случаев меланомы – это связано с повышением информированности населения, с тем, что мы выявляем всё больше меланом на ранних стадиях. Поэтому у нас возникла потребность в создании именно центра лечения злокачественных опухолей кожи. В центре работают высококвалифицированные диагносты – онкологи и дерматологи, имеющие всё необходимое для проведения точной диагностики. В их арсенале все самые современные способы лечения. То есть это центр, который взял на себя всю диагностику и всё лечение опухолей кожи.