Тяжёлых случаев нет
Рада Боженко, «АиФ-Урал»: - Александр Николаевич, почему пневмония активизировалась в одном районе города?
Александр Харитонов: - Начать стоит с того, что в Свердловской области растёт заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями, что естественно для начала сентября, хотя она не превышает средние многолетние уровни. А пневмонии как раз являются следствием заболеваемости ОРВИ. И, да, в Свердловской области в целом и в Екатеринбурге, в частности, эти случаи регистрируются. Что же касается Академического района, то мы все прекрасно понимаем – там высокая плотность населения и в школах очень большое количество учащихся, соответственно, есть условия для распространения инфекции.
Пневмонии бывают как вирусной, так и бактериальной этиологии. Два самых известных (они на слуху) возбудителя заболевания - пневмококк и микоплазма. В случае заболеваемости школьников в Академическом районе как раз выявлена микоплазма как основной возбудитель пневмонии, который передаётся от человека к человеку, чей организм в силу своего состояния подвержен тому, чтобы заболеть. Чаще всего это происходит в организованных коллективах, где не соблюдаются обычные санитарно-эпидемиологические правила инфекционной безопасности. То есть в организованный коллектив приходит больной человек – в нашем случае ребёнок, который становится источником инфекции. Мы же знаем, что родители, к сожалению, нередко «подлечивают» ребёнка с вечера, а утром отправляют в образовательные учреждения, и там идёт быстрое распространение любой воздушно-капельной инфекции.
Должен сказать, что ничего необычного в некотором подъёме заболеваемости пневмонией нет. Идёт выявление заболевших, назначается лечение. Тяжёлых случаев заболевания нет, более того, примерно 50% заболевших лечится амбулаторно. Микроб хорошо поддаётся тем методам лечения и тем препаратам, которыми располагают наши медицинские организации. Поэтому, уверен, ситуация стабилизируется. Но! При условии, что мы все будем соблюдать санитарно-эпидемиологические правила.
- Какие, например?
- В школах при входе должны быть хорошие фильтры – об этом и мы говорим, и санитарная служба. Администрации образовательных учреждений должны этот вопрос решить. Если пришёл ребёнок с признаками ОРВИ, не нужно его принимать в школу! Его нужно отправлять домой, естественно, сообщив об этом родителям. Кроме того, все педагоги, зайдя в класс и увидев недомогающего ребёнка, должны отправить его в медпункт, сотрудник которого уже примет решение о дальнейшем алгоритме действий.
Безусловно, администрации школ должны усилить контроль за соблюдением санэпидрежима - например, за ведением текущих влажных уборок с применением дезсредств. В классах обязательно должны работать рециркуляторы по обеззараживанию воздуха. Но при этом самая главная мера профилактики распространения инфекции – больной ребёнок должен оставаться дома!
И, безусловно, одна из действенных мер профилактики – вакцинация против гриппа. Пока заболеваемость ОРВИ у нас не на высоком уровне, нужно прививать детей, впрочем, как и взрослых. Тем более что вакцины сегодня и в Екатеринбурге, и в области достаточно.
Болезни грязных рук
- Какая связь между вакцинацией против гриппа и пневмонией?
- Во-первых, присоединение бактериальной инфекции возможно как осложнение гриппа. Вакцинация же минимизирует риски развития этих осложнений. А во-вторых, любая прививка активизирует иммунную систему организма, и она начинает работать, сопротивляться, вырабатывать защитные антитела против гриппа, но, параллельно распознав других возбудителей, начинает работать и против них.
Также для того, чтобы ребёнок был здоров, он должен полноценно питаться, у него должен быть полноценный сон, достаточная физическая активность, и он должен больше времени проводить на свежем воздухе.
- Почему сегодня пневмония распространяется именно среди детей?
- Согласно исследованиям, обнародованным в научных журналах, микоплазма любит молодой организм. По опыту прошлых лет мы знаем, что чаще всего пневмонией, вызванной этим возбудителем, болеют люди до 40 лет. А то, что идёт быстрое распространение среди школьников, объяснимо: они имеют наиболее массовые тесные контакты, что позволяет возбудителю находить людей с низким уровнем иммунитета и хорошо размножаться.
- Когда в последний раз была подобная вспышка пневмонии?
- Слово «вспышка» категорически неверно в данном случае. Вспышка - это когда в организованном коллективе есть большое количество заболевших людей. В данной ситуации речь идёт о повышенном уровне заболеваемости по сравнению с предыдущими периодами. Скажем, в одной из школ более 2 600 учащихся, а заболевших меньше 1%. Это не вспышка!
Очень хорошо, что медицинские работники проводят своевременную диагностику, а администрации школ идут на такие конструктивные меры, как разобщение детей. Полностью их поддерживаю.
Так вот, подобный подъём заболеваемости, когда среди возбудителей преобладала микоплазма, мы наблюдали, если я не ошибаюсь, в 2018–2019 годах. Словом, в доковидный период.
- Почему этот возбудитель, затаившись на время, вновь активизировался?
- Любой живой микроорганизм, в том числе бактерии, вирусы, развиваются циклично. Напитавшись в некий период времени, они отдыхают. Кроме того, в этот период происходит проэпидемичивание территории, то есть определённая прослойка населения встретилась с возбудителем (в данном случае с бактерией микоплазмы), у них выработался иммунитет, и у возбудителя не было возможности найти незащищённый организм.
При этом возбудитель никуда не девается, он живёт во внешней среде, дожидаясь снижения коллективного иммунитета и появления незащищённых организмов, в которых можно пожить. Находит, начинает размножаться, вызывает заболевание и подъём заболеваемости. Этот период проходит и… далее по циклу. Такая цикличность характерна для всех инфекционных заболеваний, другое дело, что промежутки между всплесками могут быть разными.
Мы всё время встречаемся с микробами, поэтому очень важно соблюдать правила личной гигиены. Наглядное подтверждение тому – период пандемии. С 2020 по 2022 год включительно у нас произошло резкое снижение всех инфекционных заболеваний, в том числе кишечных. Почему? Потому что нас заставили надеть маски, мыть руки и соблюдать социальную дистанцию, не говоря уже об изоляции. С уверенностью можно сказать, что все болезни - от грязных рук, которыми мы привносим в организм их возбудители!
Оставляют метку
- Решение о разобщении, то есть о выводе на дистанционное обучение администрации школ принимали самостоятельно?
- По рекомендации Роспотребнадзора. Вообще, администрация любого организованного коллектива обязана отправлять на карантин класс (группу детского сада), в котором есть определённый процент заболевших детей. Но в данном случае, чтобы прервать цепочку распространения возбудителя пневмонии, было принято решение разобщить детей превентивно. Я считаю это правильным.
- Что позволяет заподозрить у ребёнка пневмонию?
- Самостоятельно вы никак её не определите. Всё начинается с симптомов острого респираторного заболевания, а дальше, в зависимости от состояния ребёнка и своевременности начатого лечения, может начаться поражение других органов. В частности, лёгких, что приводит к развитию пневмонии. Каких-то специфических симптомов у микоплазмы нет, она подтверждается исключительно лабораторно. Вот почему крайне важно вовремя обратиться за медицинской помощью, чтобы ребёнок с симптомами ОРВИ находился под наблюдением врача.
- Могут ли возникнуть осложнения заболевания?
- Осложнения возможны после любого инфекционного заболевания, которое всегда оставляет метку в нашем организме. Поэтому, если вовремя не началось лечение заболевшего ребёнка или рекомендации врача нарушаются, да, может возникнуть осложнение на любые органы, в зависимости от того, какая система в организме ослаблена.