Холод не тётка: зима на Урале превратилась в конец света

Максим Кармаев / АиФ

Телегу летом?

«Такое ощущение, что свердловские власти, энергетики и коммунальщики всё лето готовили не сани, а телегу, – сетует жительница Екатеринбурга Антонина Королёва. – Как только к нам на Урал пришли сильные снегопады и морозы, начался натуральный конец света. Чиновники несколько месяцев рапортовали о количестве подготовленной уборочной техники, ремонте сетей, запасах топлива. Но вот наступила настоящая, а не календарная зима, и что мы видим? Людям отрубают тепло, воду и электричество, на дорогах каждый день столпотворение и пробки, а гололёд на тротуарах такой, что страшно из дома выходить…»

   
   

Действительно, вся прошлая неделя ознаменовалась на Среднем Урале серьёзными коммунальными авариями. При этом показательно, что их всплеск «совпал» не только с приходом морозов.

«В соответствии с решением регионального штаба по энергобезопасности с 14 ноября предприятия жизнеобеспечения Свердловской области переводятся на усиленный режим работы, – заявил замминистра энергетики и ЖКХ региона Игорь Чикризов. – На таких объектах запрещены любые плановые ремонты, отключение потребителей от электрической и тепловой энергии недопустимо. Энергоснабжение ранее отключённых по какой-либо причине потребителей должно быть восстановлено».

Увы, но разнообразные коллапсы начались в регионе уже на следующий день после этого заявления властей и продолжались всю неделю.

Чёрная неделя

Серьёзные аварии и локальные сбои в системе ЖКХ имели место по всему региону, но особенно не повезло Екатеринбургу, где уже во вторник без электричества остался огромный район. Вечером Уралмаш напоминал кадры из фильма ужасов. На улицах стояли пустые, брошенные троллейбусы и трамваи – с открытыми дверями, без водителей и пассажиров. Не работали светофоры и уличные фонари, люди в домах не могли приготовить ужин…

Из-за аварии почти на сутки электроэнергии лишились 117 тысяч горожан, 14 школ и 51 детский садик, чем всерьёз заинтересовалась прокуратура, которая начала по факту отключения доследственную проверку. Надзорное ведомство установило, что возможной причиной коллапса явилась плохая работа сотрудников предприятия «МРСК Урала», на чьём балансе находится повреждённое оборудование. Выяснилось также, что по сообщениям об отключениях полиция никаких проверок не проводила, а это могло повлечь утрату вещдоков и других следов возможного преступления. Правда, когда верстался этот номер, силовики сообщили, что уже отреагировали на этот инцидент.
Приметы уральской зимы. Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Впрочем, это было только начало. На следующий день в городе Артёмовский остались без тепла 62 дома, детский сад и школа. Начали замерзать 2 тысячи человек. Выяснилось, что на улице Энергетиков произошёл прорыв магистральной трубы отопления, и, чтобы отремонтировать трубу, предприятие «Облкоммунэнерго» прекратило подачу тепла на нескольких улицах. Когда перерыв в подаче тепла превысил 7 часов, в дело также вмешалась прокуратура. И, между прочим, температура наружного воздуха в Артёмовском составляла на тот момент 23 градуса ниже ноля!

   
   

Впрочем, энергетики уверяют, что всё было не так страшно. «Температура в домах жителей не успела упасть до критического уровня, так как здания имеют тепловую инерцию», – сообщил начальник Артёмовского филиала «Облкоммунэнерго» Василий Гвозденко.

Позднее из-за коммунальных коллапсов без тепла остались 47 многоквартирных жилых домов, две школы и два детских сада на Эльмаше, воды лишались жители улицы Ирбитской и Просторной в Екатеринбурге, в том числе – пансионат для престарелых и инвалидов, электроэнергия пропадала у жителей Верхней Пышмы. Это – далеко не полный список ЧП, случившихся в регионе за одну лишь неделю.

Нештатная ситуация

«Форс-мажора в наступивших морозах я не вижу, – сообщил генеральный директор компании «Облкоммунэнерго» Дмитрий Буданов. – Ремонтная кампания оборудования и сетей была проведена в полном объёме, системы подготовлены к зимнему периоду. То же самое касается и персонала – люди обучены работать в любых условиях. Нашу готовность мы протестировали во всех территориях, включая новые подразделения. Я не исключаю возникновения нештатных ситуаций, главное – правильно и оперативно на них среагировать».

Энергетики также уверяют, что сильные холода не являются аномалией для Среднего Урала и напрямую на состояние электро- и теплосетей не влияют. Негативное воздействие могут оказать лишь слишком резкие перепады температур и повышенная нагрузка на электросети в холода, когда потребители активно используют обогревательные приборы…

Только цифры

  • 760 километров коммунальных сетей должны обновить до конца года в Свердловской области:
  • свыше 550 км сетей электроснабжения,
  • около 73 км сетей теплоснабжения,
  • 117 км – газоснабжения,
  • почти 20 км – водоснабжения и водоотведения.

На их строительство и ремонт ресурсоснабжающие организации направили почти 14 миллиардов рублей. При этом износ сетей на Среднем Урале составляет 70-90%.

А мы не ждали

Глядя на трассы, завёрнутые в снежную пелену, и автомобилистов, застревающих в сугробах на городских дорогах, так и хочется сказать: «Пришла зима, а мы не ждали». Мало того, что свежие проблемы навалились снежным комом, так ещё и старые «болячки» – отсутствие ремонта на дорогих и многолетние колеи – вновь напомнили о себе.

«Я понимаю, что Урал – это суровый климат и резкие перепады погоды. Но мне кажется странным, когда на дворе – XXI век, а дорожники и коммунальщики оказываются беззащитны перед малейшими капризами погоды. И никакие технологии им не в помощь», – удивляется читатель «АиФ-Урал» Евгений Малов из Полевского.

Зима в этом году наступила рано. Снегопады, зарядившие на Урале, сковали дороги: движение в Екатеринбурге и на трассах застыло в пробках. Естественно, мгновенно выросло число ДТП. Так, в Екатеринбурге за одни только сутки фиксировалось свыше 100 аварий!

Другая напасть, характерная для уральской непогоды, – ледяной дождь. Обрушившись на Екатеринбург в середине ноября, он буквально за несколько минут покрыл коркой льда автомобили и дороги. Количество аварий росло в прогрессии. В центре столицы Урала, на перекрёстке Малышева и 8 Марта, столкнулись три иномарки, а на улице Бебеля легковушка залетела под грузовик.

Гололёд стал причиной многочисленных аварий и на областных трассах. Так, на Полевском тракте столкнулись сразу четыре авто. Один из автомобилей занесло на скользкой дороге, и он влетел в другую машину. Та в свою очередь задела отбойник, от которого отлетела в третью, а затем зацепила ещё один автомобиль. Лишь по счастливой случайности в ДТП никто не пострадал.

Надо отдать должное сотрудникам ГИБДД – они регулярно выступают с обращениями к водителям. Главная просьба стражей правопорядка к автомобилистам – соблюдать правила должного движения и не лихачить. Ведь, как показывает практика, основные причины аварий в зимнее время – это несоблюдение дистанции и обгон по встречной полосе.

Проезд закрыт

Не меньше претензий у «гаишников» и к представителям власти. Баталии между ГИБДД и чиновниками и коммунальными службами не прекращаются в течение года. Однако зимой спор обостряется и выливается в жёсткие претензии друг к другу. Так, в Асбесте, не успела начаться зима, стражи правопорядка ограничили движение маршрутного транспорта сразу на пяти улицах. Причина тому – авария с четырьмя пострадавшими: водитель микроавтобуса «Фиат-Дукато» не справился с управлением и врезался в дерево. «На месте ДТП были обнаружены снежный накат на покрытии проезжей части, заснеженные обочины, колейность в покрытии глубиной от 3 см до 7 см и длиной 100 м», – сообщила официальный представитель областного УГИБДД Татьяна Бердникова.

На заметку
Спасатели подготовили 44 мобильных пункта обогрева, которые в случае необходимости будут оперативно развёрнуты на автотрассах. И всё же в большинстве случаев спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Автомобилистам рекомендуется во время холодов воздержаться от дальних поездок. Если же изменить планы не получается, то следует проверить транспортное средство на исправность, а также запастись топливом, продуктами питания, тёплой одеждой и средствами связи. Кроме того, необходимо соблюдать меры пожарной безопасности при пользовании электронагревательными приборами и печным отоплением, а также избегать опасных вылазок на неокрепший лёд. В ГУ МЧС напоминают про трагедию в Алапаевске. Четверо молодых людей на «пятёрке» решили подрифтовать по льду. Когда автомобиль начал проваливаться в воду, трое парней успели выскочить из авто, а четвёртый, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, не успел и ушёл под лёд вместе с машиной.
Аналогичной каре подверглась и дорога в Екатеринбурге. Стражи правопорядка закрыли для общественного транспорта участок дороги от улицы Валмхаматова со стороны Лунной в сторону ЕКАД. Причина тому – опять же дорожно-транспортное происшествие: водитель легковушки выехал на полосу встречного движения и врезался в КАМАЗ. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место ЧП, обнаружили снежные накаты и нерасчищенные обочины. По данному факту было возбуждено административное дело по статье «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог».

В большинстве случаев претензии силовиков обоснованны. Автомобилисты беспрестанно жалуются на снежные колеи, сугробы, закрывающие обзор, и ледяную корку на дорогах. Да что снег! Многие аварии никак не связаны с капризами погоды и чаще всего – последствия халатности и недобросовестной работы коммунальщиков. Так, в Екатеринбурге автомобиль серьёзно травмировала крышка канализационного люка. Люк был визуально закрыт, однако при наезде крышка отскочила и сильно стукнула по днищу машины. Удар был такой силы, что сработали подушки безопасности, разбившие лобовое стекло. По предварительным данным, сумма ущерба составила не менее 100 тыс. руб.

Кстати, в подобных ситуациях правозащитники рекомендуют не уповать на небеса, а самим бороться за свои права и требовать возмещения убытков. Возможно, чем больше будет таких прецедентов, тем выше шансы, что коммунальные службы, наконец, начнут работать. Так, екатеринбурженка отсудила у дорожников 250 тыс. руб. за… колею. Автомобилистка заехала в колею глубиной около 5 см, а результате чего машину занесло и выбросило на обочину, прямо на опору освещения. К счастью, сама девушка отделалась испугом, а вот её автомобиль получил серьёзные механические повреждения. Горожанка обратилась в суд и добилась компенсации в несколько сотен тысяч рублей.

Короткая память

Дмитрий Ларионов, председатель Свердловского комитета защиты прав автомобилистов:

– Складывается ощущение, что у сотрудников наших коммунальных служб очень короткая память. Они как будто забыли про прорывы водопроводов, обрывы электросетей в прошлые зимы и наступают на те же грабли. Зима у нас почему-то всегда становится каким-то внезапным явлением, хотя всем известно, в каких широтах мы живём.

Думаю, что проблему нужно решать комплексно. Однако здесь нужна заинтересованность всех сторон: чиновников, коммунальщиков и нас с вами. Пока, к сожалению, этого не происходит. Отсюда и наши беды.

Сегодня много говорится о том, что наши дороги не посыпаются противогололёдными материалами, из-за чего растёт количество ДТП. Но, мне кажется, стоить обратить внимание на опыт Петербурга, где вообще перестали посыпать дороги. При этом количество аварий уменьшилось!

Понимаете, нашим водителям создали тепличные условия, они сегодня избалованны. Привыкли, что лёд на дорогах топят. Они едут с большой скоростью, но порой попадаются скользкие участки. Машину заносит, и происходит авария. А если дорога скользкая, то ни одному водителю в голову не придёт гнать, он всегда начеку. Осторожность – ключ к успеху и к решению данной проблемы.

Ничто не вечно под луной

Николай Ерохин, пенсионер, экс-глава посёлка Кузино:

– Коммунальные аварии, к сожалению, обычное явление на Среднем Урале. Они были, есть и будут случаться в разных районах области. От них никуда не уйти. Можно на чём свет стоит костерить коммунальщиков, но если у нас трубы и провода прогнившие, их не меняли уже полсотни лет, то чего ожидать?

Как известно, ничто не вечно под луной. Денег на замену устаревшего оборудования всегда выделяют впритык, их катастрофически не хватает. Ресурсы и возможности государства в этом вопросе тоже, скажу я вам, не безграничны. Наша промышленность просто не может произвести столько материала на замену, да и нет стольких рук, чтобы всё в один год поменять.

Народ у нас почему-то считает, что должен прийти добрый дядя и всё бесплатно заменить. Но ведь многие дома частные, вы как собственник квартиры должны задуматься о том, кто у вас в доме занимается благоустройством. Хотя бы внимательнее выбирать те же управляющие компании.

Ещё у нас любят во всем винить погоду, суровый климат. Я был в Финляндии. Климат там не слаще нашего. И вы знаете, никто на погодные условия всю вину там не перекладывает. Может, нам надо просто бережнее относиться к нашему общему коммунальному хозяйству?

Лишь бы спихнуть!

Юрий Потапенко, руководитель Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию:

– Вопиюще равнодушие кругом! И чем крепче морозы, тем острее это чувствуется. На днях добрался до нас парень, 24 года, освободился из колонии в Ивделе. Пришёл в летних ботинках и ветровке. Обмороженный. Пальцы на ногах чёрные. Пришлось скорую вызывать, ревёт: «Зачем освобождался, если сейчас пальцы отрежут!». Думаете, единичный случай? Нет!

Власти отчитываются, как в морозы помогают бездомным. Умнички! Горжусь ими! Только вот почему эти самые бездомные ко мне идут и идут? Почему соцзащита их ко мне посылает? Потому что никому они не нужны, их все мечтают лишь бы спихнуть куда-нибудь. Мой центр не резиновый, но все знают, я человека на улице не брошу, всё равно пристрою. Хотя возникает вопрос: а государевы учреждения где? Почему замерзающие бездомные проблема только общественников? Странная ситуация, нам никто особенно не помогает, а как до дела доходит: «Ой, вы наша палочка-выручалочка». Так вы дайте мне ещё «квадратов», помогите с оплатой коммуналки, и я у себя хоть пол-России бедолаг соберу. Но, как только об этом речь завожу, все застенчиво глазки отводят.

Система пофигизма

Галина Хорошавина, режиссёр, старшая по дому:

– На Среднем Урале всё происходит неожиданно: приходит осень и зима, ударяют морозы, выпадает снег. И традиционно к этим «неожиданностям» никто оказывается не готов. А всё почему? Потому что как не было хозяина, так и нет. Как процветала безответственность, так и процветает. Казалось бы, всё просто: каждый должен хорошо выполнять свою работу, и тогда никаких проблем не будет. Но это не про нас. У нас в головах прочно засела система пофигизма (могу копать, могу не копать) – вот наш ориентир.

Простой пример. «Неожиданно» в регионе начались снегопады, и всё – катастрофа: дворы завалены снегом, на остановках общественного транспорта выросли горы, гололёд. Потому что работа идёт по принципам «хочу – убираю, хочу – не убираю», «зачем делать, если можно не делать». К слову, мало кто знает, что дворники зимой должны очищать от снега «отмостки» – 10-сантиметровую полосу вдоль фундамента дома (профилактика его разрушения). Кто-нибудь был свидетелем этого чуда?

Ещё пример. Каждую осень до наступления холодов управляющие компании должны проводить осмотры домов для определения фронта подготовительных к зиме работ. Уверена, никто этого не сделал или сделал для галочки. И нет ничего удивительного, что с наступлением морозов как из рога изобилия посыпались коммунальные аварии. Как говорится, то ли ещё будет. Но вот тут все начнут суетиться, « устранять», «ликвидировать», «преодолевать». И почувствуют себя героями! Только на кой нам этот героизм нужен?!

Пресечь тотальное разгильдяйство можно только одним путём – наказывать бездельников рублём. Выполнил работу, соответствующий акт подписан – получи деньги. Не сделал (или сделал плохо) – извини, никто тебе платить не будет. Только так! Ну не должны мы, исправно оплачивающие коммунальные услуги и налоги, всякий раз со скандалом выбивать то, что положено нам по праву. За наши, между прочим, деньги.