Неложная тревога. Кто и зачем пугает школы Екатеринбурга лжеминированием?

Новогодние праздники закончились, школьники в Екатеринбурге вернулись с каникул, да и коронавирусный дистант не действует. Только вот учебный процесс всё никак не стабилизируется, а виной тому - серия «минирований», которые волной накрыли уральскую столицу. Жертвами ложной тревоги в первый же учебный день нового года, 10 января, стали Гимназия № 161 и школа № 65. А на следующий день, около девяти часов утра ситуация повторилась. 12 января количество «минированных» школ увеличилось до сотни, кроме них эвакуировать пришлось университеты и здания культуры. 

   
   

Злоумышленник вместо телефонного звонка разослал письма на электронную почту учебных заведений и предупредил об угрозе. Результат - замёрзшие дети, которых эвакуировали на мороз, сорванные уроки и взволнованные родители.  

«Тревожных детей становится больше»

Родители учеников Гимназии № 161, что в Юго-Западном районе уральской столицы, второй день подряд бьют тревогу в родительских чатах и соцсетях - их дети учатся всего один урок, а после тревожных сообщений и вовсе боятся возвращаться к занятиям. Не для всех школьников звук сирены - это повод улизнуть с урока, для многих - серьёзый стресс. Но в дирекции Гимназии № 161 изданию АиФ-Урал отказались комментировать ситуацию, сообщив, что это может испортить престиж учебного заведения.

"Утром были все спецслужбы - МЧС, МВД. К ним и нужно обращаться за разъяснением ситуации, - ответили в приёмной директора. - Мы, со своей стороны, не считаем, что ситуацию нужно освещать в СМИ. Сейчас у директора много дел, в том числе и из-за этого ЧП, поэтому она не будет разговаривать". 

По словам кандидата психологических наук, доцента департамента психологии УрФУ Рустама Муслумова, дети по разному могут реагировать на подобные ситуации, но для многих это всё-таки - ощущение неизвестной опасности и личной угрозы. 

«Ситуация с «лжеминированиями», безусловно, непростая для восприятия ребенка, - отметил Рустам Рафикович. - Для кого-то – это просто прогул уроков, а для кого-то - серьезный повод для беспокойства. В последнее время тревожных, переживающих детей становится всё больше.

Дело в том, что страхи опираются на саму человеческую природу. Эволюционно мы существа тревожные, с точки зрения выживания остро реагирующие на опасность. Выживание наших далеких предков зависело от способности прогнозировать опасность, поэтому быть мнительными, предсказывающими возможные негативные сценарии будущего для нас естественно. Особенно тяжело, если рядом волнуются близкие. Ребенок понимает, если взрослые беспокоятся, закрывают школы, всё перепроверяют, значит дело серьезное.

   
   

Оптимальный способ помочь ребенку, как бы банально это не звучало - быть примером уверенного поведения. Показать, как стоит реагировать на возможные опасности. Не зря говорят, что у тревожных детей тревожные родители. Но зачастую, такой страх бывает способом получения внимания, возможностью почувствовать, что любимый человек рядом, он поддержит. Для ребенка важно проговорить то, что он думает по этому поводу. Сформулированный в словах страх, как будто уже вышел наружу, его можно оценить критично, подвергнуть сомнению. Не ограничивайтесь словами «не бери в голову, это пустяки», а поразмышляйте с ребенком. Так можно выработать возможные варианты действий, если что-то случится».

«Лжеминёру нужна паника»

Не меньше вопросов вызывает и безнаказанность автора писем с угрозами. Как рассказал АиФ-Урал екатеринбургский специалист по информационной безопасности Иван Алексеев, вычислить хулигана по электронной почте не так просто, как собеседника с того конца телефонного провода. По его словам, авторов таких писем вообще редко ловят.

Иван Алексеев:
Отправитель мог использовать средства для изменения IP-адреса (прокси, VPN) или защищённые почтовые сервисы, такие как ProtonMail. Тогда полиция не сможет достоверно определить, с какого именно компьютера и каким человеком было отправлено письмо на адрес школы. Здесь всё решает техника! Полиции надо делать запрос к владельцу этого IP, владелец и вовсе может находиться за границей.

Как рассказала психолог-консультант, кандидат психологических наук Екатерина Легостаева, для злоумышленника, будь он ребёнок или взрослый человек, такие действия являются актом привлечения внимания. 

"Человек таким образом проверяет реальность, - говорит Екатерина. - Это пограничное состояние психики. Возможно, это связано с тем, что он уныло проводил новогодние праздники, в одиночестве и без впечатлений. Теперь же ему хочется получить компенсацию - организовать всех, собрать, заставить суетиться, паниковать, чтобы нарастал общий уровень тревожности. У человека, возможно, есть какие-то обиды на жизнь, и он стремится всех заразить своим состоянием, заставить переживать всех вокруг свои эмоции. Такой переполох вызывает у него удовольствие. Он может навязчиво снова и снова повторять свой поступок - это зависит от степени повреждённости психики. Поэтому обязательно нужно освещать эту проблему, предавать огласке, чтобы человек не чувствовал себя безнаказанным".

Стоит отметить, что в ГУ МВД по Свердловской области пока не комментируют серию ЧП, связанных с ложным минированием.