Ещё бы: даже соблюдая все правила дорожного движения, перемещаться по нашим улицам и дорогам ой как небезопасно. Однако риск потерять здоровье или распрощаться с жизнью увеличивается в десятки раз, если на проезжей части появляется пьяный...
Пора задуматься!
Авария, случившаяся в самом центре столицы Урала, вызвала нешуточный ажиотаж в Екатеринбурге и огромный общественный резонанс по всей области. На улице Куйбышева капитан полиции Алексей Шемякин на иномарке не справился с управлением, вылетел на встречку и протаранил другой автомобиль. В результате машина правоохранителя вспыхнула как спичка. Причём сам водитель успел спастись, а вот его пассажирка – студентка Александра Сычугова – сгорела заживо. Подоспевшие очевидцы не успели вытащить девушку из машины.
Как выяснилось позднее, полицейский был безобразно пьян и даже не был знаком со своей пассажиркой. Он взялся подвезти её за несколько минут до случившейся трагедии. Если бы Александра, почувствовав запах спиртного, не села в машину, она сейчас была бы жива. По одной из версий, до аварии офицер около суток беспробудно пил, но это не помешало ему сесть за руль. А ужас ситуации состоит ещё и в том, что медицинское освидетельствование показало: второй водитель тоже находился в состоянии алкогольного опьянения! И этот факт заставляет о многом задуматься.
Да, руководство окружного полицейского главка в лице генерала Николая Мардасова принесло соболезнования пострадавшим и их родственникам. Уже проведена служебная проверка, по результатам которой офицер полиции уволен из органов внутренних дел. Заведено уголовное дело по статье 264 УК РФ. Возможно, кто-то потеряет звёздочку на погонах, а кто-то получит выговор.
Однако погибшую этим не вернёшь. На прошлой неделе друзья и близкие Александры организовали сбор средств, чтобы помочь матери девушки организовать похороны. В четверг, 17 апреля, Сашу Сычугову похоронили. Но больше всего возмущает то, что эта трагедия не была случайностью. Вдумайтесь: человек, призванный показывать пример законопослушания и адекватного поведения, сам оказался виновником ДТП, в котором погиб человек.
Сам собой напрашивается вопрос: когда всё это кончится?
Всплеск аварий
Между тем госавтоинспекторы бьют тревогу: неделю назад за одни только выходные в Свердловской области по вине нетрезвых водителей произошло 8 (!) ДТП. В результате этих аварий 2 человека погибли, а 13 получили серьёзные травмы. «Пьяные» транспортные коллапсы имели место в Екатеринбурге, Тавде, Байкалово, в Нейво-Рудянке и на различных трассах.
Показательно, что зачастую у виновников таких ДТП за плечами целый «букет» нарушений. Так, за неделю до «алкогольного» всплеска на 65 км автодороги Камышлов – Тавда произошло столкновение, в котором распрощались с жизнью четыре свердловчанина. Ещё один пассажир был тяжело травмирован. По данным правоохранителей, виновник этого кошмара был не только пьян – у него не было водительских прав. Правда, молодой человек прошёл обучение в автошколе, однако экзамены в ГИБДД сдать не смог.
Не менее вопиющий случай произошёл накануне в Ревде. На улице Лесной, у дома №1, мужчина переехал подростка и скрылся с места аварии. Позднее выяснилось, что сам свердловчанин был пьян, а машину попросту угнал. Согласно базе данных, за ним числится 11 нарушений правил дорожного движения, в том числе – управление в состоянии алкогольного опьянения.
Пешеходы тоже виноваты
Кстати, госавтоинспекторы отмечают, что дорожные аварии происходят не только из-за пьяных водителей, но и по вине нетрезвых пешеходов. Находясь «под мухой», люди теряют чувство опасности и пересекают дороги в неположенных местах, выходят на середину проезжей части, не замечая автомобили, двигающиеся на высокой скорости.
Всего, по статистике, за 3 месяца 2014 года в Свердловской области зарегистрировано 12 ДТП с участием нетрезвых пешеходов, в которых 2 человека погибли, 14 получили различные травмы.
На днях уральские инспекторы провели проверки водителей на улицах и загородных трассах Свердловской области. Цель акции была вполне конкретной: выявить факты управления авто в состоянии опьянения. В результате было поймано более 300 водителей, находящихся за рулём в нетрезвом состоянии. Да, на всех нарушителей были составлены административные протоколы, но само количество нарушителей потрясает.
Всадники апокалипсиса
В Свердловской области с приходом тёплых дней достали из гаражей свои мотоциклы байкеры. Печальная статистика свидетельствует, что каждый сезон на уральских дорогах гибнет несколько мотоциклистов, а уж количество ДТП с их участием измеряется сотнями.
Череду происшествий с мотоциклами буквально на днях открыли два молодых человека 16 и 19 лет. Они сели за руль своего «Ирбиса» без прав. В результате молодые люди с сотрясением головного мозга и черепно-мозговыми травмами угодили в больницу.
Между тем не прошло и суток, как в Екатеринбурге случилось новое происшествие с участием мотоциклиста. Мужчина без прав на «Ямахе» проехал на красный сигнал светофора и сбил 72-летнюю бабушку, которую отвезли в больницу.
Как считают уральские автомобилисты, наших водителей на дороге подводит крайне низкая культура вождения. Причём не всегда виноваты лихачи. Нередко сумятицу и неразбериху на трассах создают те, кто едет крайне медленно, но при этом мешает другим участникам движения.
– Нарушать скоростной режим, конечно же, нельзя, и органы ГИБДД штрафуют нарушителей. Но необходимо бороться и с теми, кто никуда не торопится, но почему-то считает, что других участников движения не существует, и едет слишком медленно, занимает левую полосу, – продолжает Шулин. – В Госдуме давно рассматривается принятие закона за излишне медленное вождение. Пора уже принимать конкретные меры.
Ещё одна проблема – низкая подготовка в современных автошколах. К сожалению, водители получают мизерное количество часов практики и на дороги выходят неподготовленными, создавая ежедневно аварийные ситуации. При этом лишь единицы готовы брать дополнительные часы вождения у инструкторов, потому что это больно бьёт по карману.
«Пьяные» ДТП – внесезонны
– Как правило, в выходные, предпраздничные и праздничные дни мы постоянно регистрируем большое количество аварий с участием пьяных водителей. Эта проблема всесезонна – нетрезвых водителей ловят и зимой, и летом. Каким образом боремся? В первую очередь это репрессивные меры – штрафы и лишение водительских прав. Наказание за вождение в нетрезвом виде – крупный штраф и лишение на срок до двух лет, при повторе – до трёх лет. В том случае, если по вине водителя пострадали или погибли люди, наступает уголовная ответственность – согласно статье 264 УК РФ. Второй важный момент – профилактика: проведение рейдов и стоп-контролей, беседы с водителями автопредприятий, проведение общественных акций. Уже давно в практику вошли массовые проверки водителей, в рамках которых сотрудники ГИБДД несут службу на аварийно опасных участках в пределах города и на свердловских трассах. Полицейские массово останавливают и проверяют водителей.
Как показывает практика, любое ужесточение наказаний (повышение штрафов) даёт эффект лишь временно – в течение полугода. А потом водители привыкают к новым реалиям, и, соответственно, теряют бдительность и осторожность.
Что касается ДТП с участием пьяного сотрудника полиции в Екатеринбурге, то степень вины данного водителя определит суд. Безусловно, вождение в состоянии опьянения – это огромная угроза. Садиться за руль пьяным – преступление, и мы оцениваем подобное однозначно негативно.
Люди страдают
– Слава богу, сам я в подобные ситуации, как столкновение с выпившими автолюбителями, не попадал, но слышу об этом часто. И сейчас постоянно вижу, как таких «водил» задерживают. Скорость и свобода кружит им голову – опыта нет, подготовка очень низкая, вот и считают себя королями дорог. Напряжённость городского движения во внимание не берут, да и откуда? В автошколах их как на конвейере выпускают, тогда как надо на полигоне годик погонять при разных ситуациях. А вообще, вождение машины – это дар.
Вот сажусь я за руль и сразу «чувствую» технику, хоть это мотоцикл, хоть автомобиль. Многим это не дано. Поэтому ездят некоторые трезвые как пьяные – кругом аварии, аварии, аварии. Самое страшное, что от тех и от других другие люди страдают. В первую очередь нужно к получению прав высокие требования предъявлять, абы кому не выписывать, особенно если человек замечен в частом употреблении алкоголя. Ну, а культуру вождения прямо в головы вдалбливать надо, тогда и пить перед поездкой не подумают.
Начинать с себя
– Я считаю, нам нужно возвысить голос общественности. Об этом я говорил на прошлой неделе с Григорием Савиновым, основателем движения «Матери против пьянства за рулем». У него у самого брат погиб в ДТП по вине пьяного водителя. Понимаете, мало государственного суда, где прокурор выдвинет обвинение, а суд – вынесет приговор. В советские времена было такое понятие, как общественный обвинитель. Я считаю, надо вернуться к нему. Пьяный водитель должен понимать, что так делать нельзя, что он подвергается глубокому моральному осуждению. Сегодня он убил ребёнка – единственную дочку у родителей, он сядет и за примерное поведение выйдет через полсрока. И снова поедет пьяным!
Мы должны начинать с себя, быть нетерпимыми к этой проблеме и не допускать пьяных к вождению. Эти люди, которые разъезжают под градусом, они же пили с кем-то, и те разрешили им ехать. Уже и уголовную ответственность ужесточили, и прав лишают надолго, и все равно пьяные ДТП продолжаются. Само общество должно сказать пьяной езде «нет», аккумулировав свои усилия в виде общественных организаций.
Наказание – не выход?
– Понятно, что пьяниц за рулём нужно наказывать, причём серьёзнее, чем сейчас. И наказание это должно быть неотвратимым!
Без «спасения» через взятку. Но одно, хоть и страшное наказание – не выход. Никакое «отрубание рук» не будет решением. Разве смертные казни останавливают убийц? Нужны системные комплексные меры по отношению к водителям, должна быть политика сбережения народа. Вы посмотрите: у нас на дорогах, в том числе и из-за пьяных водителей, гибнет за год целый город! Я и сам побаиваюсь наших неадекватных автомобилистов.
Проблема с пьянством на дороге – одна из важнейших проблем, которую решать нужно немедленно, а не как у нас. Трагедии тянутся годами! Эта проблема, может быть, значительнее всех остальных, которые кому-то сверху кажутся одними из главных. У нас на дороге идёт гражданская война. В ней гибнут простые пешеходы, дети! Да, когда-то мы пережили непростые времена, и кому-то может показаться, что теперь море по колено. Но это ошибка. Такая же ошибка, как мысль: «Со мной, даже если сяду за руль после алкоголя, такого точно не случится».