Город-завод. Легенда советской экономики открывает новые горизонты

Гордость предприятия как продукция, так и люди. © / пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

Уралмашзавод в представлении не нуждается. Во времена СССР он был визиткой Страны Советов, символом её экономического превосходства. Сегодня завод, давший имя микрорайону Екатеринбурга, сохраняет свой статус. Таких машин, как здесь, не делает никто в России.

   
   

Поводом для экскурсии по заводу стала новая концепция развития предприятия, которое сегодня вместе с петербургским ИЗ-КАРТЭКС входит в машиностроительный дивизион Газпромбанка – группу «УЗТМ-КАРТЭКС». Её суть первый заместитель генерального директора предприятия Евгений Прохоров сформулировал так: повышение уровня качества производимой продукции до мировых стандартов и рост эффективности производства. Эта идея – начало всех глобальных изменений, которые уже начались на заводе. Итак, поехали…

Время – деньги

Территория УЗТМ впечатляет своими размерами. Именно в них кроется источник колоссальных временных потерь при перемещении деталей из цеха в цех. А время – деньги, говорят руководители предприятия. И поясняют, что организация эффективного производства невозможна без сокращения логистических издержек, которые влияют на производительность и, что немаловажно, на себестоимость продукции.

Перестройка производственных процессов подразумевает перегруппировку мощностей. Как поясняет Евгений Прохоров, их планируют сконцентрировать на трёх основных площадках: в блоках сварочно-заготовительного передела, термообработки и механосборочного производства.

«Современному заводу не нужны большие площади. Сегодня благодаря высокопроизводительному оборудованию, новым технологиям любое предприятие, для которого ещё лет 50 назад требовалось несколько сотен гектаров, можно разместить на одной площадке. Это мировой тренд – компактное высокоэффективное производство. Поэтому сейчас идёт переосмысление самой организации производства», – говорит Евгений Прохоров.

На вопрос, что же будет с освободившимися площадями (в проекте генплана развития Екатеринбурга до 2035 года часть территории завода отведена под жилую застройку) руководители предприятия отвечают: это не первостепенная задача.

Тем временем мы подъезжаем (по территории быстрее всего перемещаться на транспорте) к блоку №12, где размещено механо­обрабатывающее производство.

   
   

Взгляд из цеха

Любой завод начинается с цеха. Здесь мы были зимой, когда полным ходом шёл монтаж нового оборудования, закупленного в рамках инвестиционной программы общей стоимостью более 2 млрд руб. Сегодня четыре из пяти итальянских обрабатывающих центров уже работают, пуск ещё одного – токарно-фрезерного фирмы Safop – запланирован на начало следующего года. Глубокую модернизацию прошли ещё 11 станков.

Итальянский обрабатывающий центр PAMA позволяет оптимизировать производство крупных машин. Фото: пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

До начала масштабной программы модернизации завода на логистические операции только в пределах одного цеха уходило до суток. Сейчас многофункциональные станки позволяют проводить несколько операций по обработке детали, не сдвигая её с места. Один такой центр по своей производительности способен заменить сразу несколько станков. Эффект от работы нового оборудования будет подсчитан к концу года, но уже сейчас по обработке отдельных деталей трудоёмкость снизилась более чем в 2 раза.

«Обратите внимание – ходовая тележка ЭКГ-18. Ещё 3–4 года назад завод мог выпустить порядка 5–6 единиц экскаваторов класса ЭКГ-18 в год, сейчас 12 можем изготовить совершенно спокойно, и это не предел», – объясняет Евгений Прохоров.

Фото: пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

Этот цех работает фактически круглосуточно 6 дней в неделю. В идеале должна быть семидневка, говорит Евгений Прохоров. Но, чтобы обеспечить такой режим, требуются дополнительно 120 рабочих. «И это целая беда – рынок не готов нам предоставить такого количества высококвалифицированных кадров», – констатирует Евгений Прохоров.

Работы на заводе действительно много, объёмы выросли в разы. Предприятие планирует заработать за год 11–11,5 млрд рублей – в пять раз больше, чем четыре года назад.

Мы проходим мимо ковша экскаватора, в котором легко может уместиться вся наша делегация из 10 человек, мимо крана эстакады для индийской атомной электростанции, рассчитанного на загрузку высокоактивных топливных элементов, мимо станины дробилки весом 50 тонн для горнодобывающей индустрии…

Фото: пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

Евгений Прохоров рассказывает, что наряду с экскаваторами последние два года наблюдается высокий спрос на дробильно-размольное оборудование – его выпуск по заводу в этом году почти в три раза превысит показатель прошлого года. «Сегодня рынок ждёт от нас не поставку отдельно взятой дробилки, а предложение по решению конкретных задач в части показателей эффективности работы; комплексную поставку оборудования, позволяющую выйти на конкретный показатель производительности», – объясняет Евгений Прохоров.

В настоящее время Уралмашзавод участвует в реализации крупного проекта – модернизации фабрики АО «Алмалыкский ГМК» (Узбекистан). В рамках этого заказа осуществляется поставка нескольких десятков единиц дробильно-размольного оборудования. Основными конкурентами на тендере по выбору поставщика были мировые лидеры в этой сфере, предложение уральцев оказалось привлекательнее не только по срокам, но и по техническим характеристикам оборудования. «Мы ведём постоянное совершенствование линейки выпускаемого оборудования, проводим новые, в том числе наукоёмкие разработки», – говорит Евгений Прохоров.

При изготовлении тяжёлой техники применяются новые конструктивные решения, требующие использования новых марок стали и новых технологий. Фото: пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

Он уточняет, что объёмы растут не только из-за увеличения спроса на традиционную продукцию завода – экскаваторы, дробильно-размольное оборудование, литейные краны. Завод в прошлом году начал выпуск новой техники, которую раньше не производил, – шахтные подъёмные машины, гидравлические экскаваторы, тяжелые мостовые краны для различных отраслей промышленности.

Шаг в XXI век

Требования рынка, которому сегодня нужны машины большей единичной мощности, и желание сохранить лидерство требуют принципиально иных подходов. При изготовлении тяжёлой техники применяются новые конструктивные решения, требующие использования новых марок стали и новых технологий. Обновляется не только механо­обрабатывающее производство, но и сварочный передел – ещё одно важное звено производственной цепочки. В этом году для сварщиков закупили 4 сварочных трактора и 20 комплектов полуавтоматов Fronius, представляющих собой многозадачную компьютеризированную сварочную платформу.

Повышение эффективности актуально для всех направлений работы завода. В сентябре были завершены два масштабных проекта по доработке и совершенствованию конструктива экскаваторов ЭКГ-18 и ЭКГ-35. «Мы учли весь опыт эксплуатации наших машин и совместно со специалистами компаний, которые их эксплуатируют (Кузбасразрезуголь, СДС-Уголь и Стройсервис) внесли изменения фактически во все основные узлы экскаваторов. Это принципиально новые машины, в которых усилен конструктив, повышен запас прочности, выполнен ряд доработок, упрощающих обслуживание и эксплуатацию», – рассказал после экскурсии по цехам генеральный директор УК «УЗТМ-КАРТЭКС» Ян Центер.

Фото: пресс-служба ПАО «Уралмашзавод»

По его словам, этим летом было подписано соглашение между УК «УЗТМ-КАРТЭКС», ХК «СДС», петербургским политехническим университетом, а также руководством Кемеровской области, Министерством промышленности РФ, в котором речь идёт и о разработке экскаватора с 42-кубовым ковшом – самой большой машины российского производства. Машина будет проектироваться с применением digital-технологий, в том числе «цифрового двойника» для уточнения прочностных параметров элементов и доработки конструкторских решений.

На Уралмашзаводе обещают, что в новая машина может быть изготовлена уже в 2021 году – ко Дню шахтера.