«Новое сердце» подстанции

Михаил Лежнин / «АиФ-Урал»

Филиал «Россети ФСК ЕЭС» - МЭС Урала впервые в России внедрил на магистральных электросетях новую систему резервного питания на литий-ионных аккумуляторах. Первый образец инновационного АКБ находится в опытно-промышленной эксплуатации на подстанции «Сварочная» в Свердловской области.

   
   

 

Эффективность и надежность

Новая разработка корпоративного "Научно-технического Центра Россети ФСК ЕЭС" проводилась в рамках отраслевого национального проекта "Энергоэффективная подстанция" и является примером полностью отечественной научно-конструкторской мысли.

 

Техническое новшество позволит сократить время заряда аккумулятора в 2 раза и повысить экологическую безопасность. По сравнению с классическими свинцово-кислотными батареями новое оборудование компактнее и не требует обустройства специальной инженерной инфраструктуры.

 

   
   
Фото: «АиФ-Урал»/ Михаил Лежнин

Стоит отметить, что за долгое время службы свинцово-кислотные батареи показали свою надежность. Срок службы у них 20 лет и более. Но у таких АКБ есть свои серьёзные недостатки – это выделение водорода, который, смешиваясь с воздухом образует взрывоопасную смесь, что налагает требования на категорию помещения по взрыво и пожаробезопасности и необходимость использовать специальное оборудование.

 

Также в этих аккумуляторах используется раствор кислоты, что налагает требования по специальному кислотостойкому полу и спецпокрытию стен. В целом свинцово-кислотные батареи требуют довольно длительного обслуживания.

 

В противовес этому литий-ионные АКБ не выделяют взрывоопасной смеси в процессе эксплуатации. Поэтому могут быть размещены в обычном помещении. К примеру, на подстанции "Сварочная" аккумуляторный блок размещен в релейном зале.

 

Фото: «АиФ-Урал»Михаил Лежнин

В целом у литий-ионного намного меньше массо-габаритные показатели. Установка АКБ занимает всего лишь 2 квадратных метра. Ряд преимуществ связан и с низкими затратами времени на обслуживание и высокой информативностью по наблюдению за состоянием.

 

Исполняющий обязанности заместителя главного инженера по эксплуатации оборудования филиала "Россети ФСК ЕЭС" - МЭС Урала Станислав Солдатов отмечает, также отмечает преимущества, которые позволят оперативному персоналу подстанции сократить трудозатраты на периодическую проверку характеристик АКБ.

 

Станислав Солдатов
Можно говорить, что это элемент цифравизации оборудования. В отличии от классической батареи все параметры новой батареи будут видны на дисплее микропроцессорного блока, также как они видны на экране любого смартфона. Напряжение, остаточный ресурс, степень зарядки. На свинцово-кислотном АКБ все параметры приходилось измерять специальными приборами. Он также отметил, что старая батарея в период опытной промышленной эксплуатации будет находится в горячем резерве, на случай непредвиденных ситуаций.

Экономический эффект и перспективы

Фото: «АиФ-Урал»Михаил Лежнин

По словам начальника центра цифровых технологий Дирекции интеллектуальных систем управления и технологий "Научно-технического Центра Россети ФСК ЕЭС" Дмитрия Лебедева, система оперативного постоянного тока на разных подстанциях обладает своими особенностями, которые приводят к разным технико-экономическим показателям.

 

Дмитрий Лебедев
Мы провели обобщенный анализ, и он показал, что выгода от нового технического решения может достигать 80% и более. Отмечу, что подстанция "Сварочная" лишь первый шаг. Наша глобальная цель — это тиражирование новых АКБ на всём магистральном комплексе. После успешных испытаний, которые будут длиться до конца 2021 года, будет принято решение соответствующее решение.

Отметим, что подстанция 220 кВ "Сварочная" общей трансформаторной мощностью 250 МВА питает электроэнергией потребителей Верхней Пышмы и северной части Екатеринбурга, включая крупных промышленных потребителей, таких как "Электромедь" и завод "Уральские локомотивы".

 

Новая аккумуляторная батарея в совокупности с зарядным устройством является источником питания для системы оперативного тока. С помощью этой системы обеспечивается надежная работа релейной защиты и автоматики, телемеханики и предупредительной сигнализации, что в свою очередь позволяет осуществлять бесперебойное электроснабжение потребителей. Это новое сердце подстанции и автономный источник питания в аварийных режимах.