Путешествие во времени
Портал в прошлое, через который запросто можно попасть в декабрь 1953 года, открыли сотрудники отдела краеведческой литературы библиотеки им. В.Г. Белинского. К главному зимнему празднику они подготовили для своих посетителей особенный подарок – уникальный проект «С Новым 1953 годом!..». Экспозиция, главными объектами которой стали старинные елочные игрушки, пожелтевшие номера свердловских газет и черно-белые фотографии семейных торжеств, представляет собой полноценную историю новогодних праздников на Урале. Благодаря небольшой, но крайне содержательной выставке свердловчане смогут заглянуть на 60 лет назад и сравнить, намного ли изменились новогодние традиции и праздничные привычки горожан с давно ушедшего 1953 года до наших дней.
– Основные экспонаты нашей выставки – из семейного архива известного свердловского архитектора Петра Деминцева, – рассказывают сотрудники учреждения. – Мы держим постоянный контакт с его потомками, активно сотрудничаем, они-то и предоставили ценные артефакты для проекта. Сразу хочу сказать, что здесь представлен не только архив этой семьи, но и газеты из нашего фонда, а также предметы, сохранившиеся у свердловчан, которые являются членами родоведческого клуба «Фамилия». Каждый из объектов, несомненно, несет в себе большую историческую ценность, но, пожалуй, центральным экспонатом является стенгазета, созданная руками самого Петра Дмитриевича.
На огромном ватмане, который занимает значительную часть стены, все такими же яркими красками, как и более полувека тому назад, выведена нарядная надпись: «Новогоднее обозрение», а в левом верхнем углу взору предстает узнаваемый для каждого екатеринбуржца образ – башня, которую мы видим каждый день на здании администрации города. Если разглядеть рукотворное издание ближе, становится ясно: по содержанию оно разительно отличается от того, что напечатано на уже хрупких страницах старых газет от 1 января 1953 года.
– Сатира этой газеты направлена не на «внешних врагов», – отмечают в Белинке, – а на повседневную жизнь архитекторов: сотрудники, тянущие «генплановскую репку», годовые отчеты о комсомольской работе в виде верстовых столбов, сундук под замком с надписью «Партбюро», вокруг которого бегают мыши с вопросом: «Кто, кто в теремочке живет? Чем, чем занимается?» И все задолго до оттепели... В те годы, когда жив Сталин.
Непраздничная пресса
После таких ярких, хоть и политизированных, образов и карикатур на злободневные темы смотреть на праздничные номера газет «На смену!» и «Уральский рабочий» до изумления странно. Переворачивая одну страницу за другой в поисках хоть какого-то намека на торжество, натыкаешься разве что на маленький тост да слова всего-то одной песни. Никаких тебе советов хозяйке по убранству дома, никакой программы праздничных телевизионных передач, да и рецептов не нашлось.
«Может, в каких-то федеральных специализированных женских изданиях такая информация и встречалась, но только не в свердловских газетах того времени. Да и вообще материалов увеселительного характера практически не было», – отмечают кураторы проекта. Слова поздравлений из региональных газет 1953 года относились лишь к теме выполненного плана и обещаниям с новыми силами взяться за новый, «чтобы жизнь советского человека стала лучше».
Что касается остальных текстов, то практически все материалы были обращены вовне – острая сатира и жесткий юмор направлены журналистами в сторону Америки и перспектив выживания экономики США в условиях надвигающегося кризиса, рассказывают в библиотеке. «Внутренние вещи, происходящие в родной стране, никто в официальной прессе обсуждать не брался», – комментирует материалы руководитель отдела краеведческой литературы библиотеки В.Г. Белинского Елена Ефремова.
Из всех напечатанных текстов непосредственное отношение к главному торжеству зимы имел лишь один – «Сказки наших дней». В небольшом по сравнению с размером полосы репортаже из свердловского Дворца пионеров рассказывается, как отметили Новый год советские школьники. Скользя взглядом по первым строкам, понимаешь, что от детских елок того времени у нас осталось еще много праздничных традиций: «…дети идут в большой зал. На сцене, превращенной в зимний лес, развертывается новогодняя интермедия с плясками зверей. Дед Мороз, Снегурочка и звери выходят в зал к громадной елке».
Все те же театрализованные представления со сказочными героями из любимых книг и мультфильмов, неизменный красный кафтан с мехом и румяные от мороза щеки долгожданного гостя и голубое пальтишко с белой оторочкой его спутницы, а еще стишки для Дедушки Мороза и сладкий сюрприз в подарок, полученный у пушистой красавицы, разряженной в игрушки ручной работы. Только на малышах вместо новомодных костюмов супергероев и роботов белоснежные ушки и хвостики да скромные платьица, расшитые снежинками.
Но и тут вклинилась патриотическая нотка, несмотря на ее, казалось бы, неуместность: «Всю стену зала занимает карта великих строек коммунизма, по которой пробегают электрические огоньки... Вот Волго-Донской канал. О нем мечтал еще Петр I, но построить канал смогли только советские люди…»
Главное не антураж, а настроение
А как отмечали Новый год в семейном кругу, можно увидеть на архивных домашних фотографиях, таких же черно-белых, как снимки в газетах, но, несмотря на отсутствие красок, теплых и уютных. На взрослых нет пышных нарядов, а в руках у детей – дорогих игрушек, найденных под зеленой лесной красавицей; нет интерьерных изысков, нет и деликатесов на столе; да что там говорить о кушаньях, когда на нарядной елке большая часть украшений – самодельные. «Стеклянных шаров и фигурок практически ни у кого в свердловских семьях не было, – рассказывают краеведы. – А чтобы хоть как-то нарядить елку, все мастерили своими руками».
Под стеклом библиотечной витрины можно разглядеть двух маленьких свидетелей тех лет, что в новогоднюю ночь медленно вращались на золотой нитке, закрепленной на пушистой ароматной ветке, – это миниатюрные жираф и олень, созданные в домашних условиях из спичек и ваты. Они немало послужили своим авторам, и вот спустя 60 лет все так же нарядно выглядят в ярких «шубках», нарисованных краской. Теперь, не потеряв праздничного вида, старинные елочные зверушки-игрушки готовы рассказать посетителям выставки историю празднования Нового года на Урале.
Смотрите также:
- Культурная бессонница, или Как в Екатеринбурге прошла Ночь музеев →
- Екатеринбурженка воссоздает картины Пикассо из кусков кожи →
- «Послание от всего сердца» →