Дети войны. Подростки и старики по 16 часов работали вместо мужчин

В годы войны мужчин в колхозах заменили дети. © / waralbum.ru

«В апреле 1942 года умерла мама – Анна Фёдоровна (ей было всего 44 года), в июле – бабушка Агафья Васильевна, в августе – младшая сестрёнка Мария. А в 1944-м умер отец Пётр Павлович». Читатели «АиФ-Урал» делятся воспоминаниями в проекте «Уральский полк. Нет в России семьи такой…»

   
   

Сиротская доля

«В 1932 году в деревне Щербаково Каменского района Свердловской области родился мой отец – Дмитриев Александр Петрович. Когда началась Великая Оте­чественная война, ему было всего девять лет. Кроме него в семье были ещё младшие дети – брат Геннадий и сестра Маша. Момент начала войны он не помнил, но именно с этого времени начались все беды.

Папа рассказывал нам, что его отец, Пётр Павлович, работал на заводе. Во время войны рабочим выдавали продовольственные карточки на хлеб и продукты. И вот однажды отец, отоварив карточки, принёс продукты домой и часть их убрал в небольшой сундучок, закрыв его на замок. Необходимо было распределить продукты на каждый день так, чтобы семья не голодала. Но дети есть дети… Они, дождавшись, когда взрослые ушли, отодвинули сундучок, открутили зад­нюю стенку и за день вытаскали весь сахарок.

Когда обнаружили пропажу, отец не ругался, но вся семья целый месяц пила чай без сахара. Это был урок для моего отца, и потом всю жизнь он следил, чтобы в доме всегда был небольшой запас продуктов.

Самое страшное началось, когда в апреле 1942 года умерла его мама – Анна Фёдоровна (ей было всего 44 года), в июле – бабушка Агафья Васильевна, в августе – младшая сестрёнка Мария. А в 1944-м умер отец Пётр Павлович. Александр в возрасте 12 лет и его девятилетний брат Геннадий остались одни.

В деревне жили только старики, женщины и дети, на плечи которых легла основная тяжесть колхозной работы. 1944 и 1945 годы прошли у Саши в работе. Дети пахали землю, пасли коров, сеяли и убирали зерно, сажали картофель, косили траву, кололи дрова… Работали по 16 часов в сутки, после чего приходили домой, уставшие, грязные, голодные…

Как вспоминал отец, особенно тяжело было зимой – есть нечего, надеть тоже. Легче было с приходом весны – природа подкармливала. Дети ели крапиву, коноплю, лебеду, пиканы. Собирали ягоды, грибы, питались яйцами диких птиц, ловили рыбу.

   
   

Во время войны в городе Берёзовском жила двоюродная тётя братьев. Отец вспоминал, как они с братом добирались из деревни Щербаково в Берёзовский, а когда они – вшивые, голодные, оборванные – появились на пороге дома, тётя Поля долго причитала, начала топить баню, отмывать их, стирать и штопать их одежонку, кормить. Взять к себе сирот она не могла, муж на фронте, у самой полон дом ребятишек, да и Саша с Геной не хотели там оставаться. Им не хотелось оставлять без присмотра родной дом в деревне.

Александр Петрович Дмитриев – ветеран УАЗа во время вручения памятной медали «65 лет победы», справа — он во время службы в армии. Фото: из личного архива

Тяжёлый труд в тылу был оценён, и в 2004 году моему отцу было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. А в апреле 2010 года он был награждён юбилейной медалью «65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Мой папа умер в 2014 году. Нелёгкая ему досталась доля, но жил он достойно, всю свою жизнь трудился на благо Родины».

Елена Александровна Вагина, Каменск-Уральский