В преддверии 70-летия Победы «АиФ-Урал» вместе со своими читателями продолжает формировать «Уральский полк».
Война изменила всё
«Не могу оставаться равнодушным к этим, казалось бы, далеким событиям», – пишет нам наш читатель из Новоуральска Юрий Васильевич Тюрин. Война унесла жизни нескольких родных и близких ему людей. С фронта не вернулся старший брат – сержант Тюрин Борис Васильевич, в мирное время – токарь и футболист команды Нижнетуринского металлургического завода. Борис Тюрин погиб в 1943 году и покоится в братской могиле наших воинов в Харьковской области на Украине около деревни Зидьки. Погиб на войне и муж старшей сестры Юрия Васильевича – лейтенант Дмитрий Александрович Кузнецов. В предвоенные годы он работал слесарем и был баянистом клубных вечеров. Дмитрий Александрович скончался в госпитале от ран в 1944 году и был похоронен в братской могиле в Витебске.
«В Латвии под городком Тукумс в братской могиле лежит отец моей жены Клещев Иван Захарович, уроженец Алапаевского района, труженик колхоза им. Чапаева, погибший в 1945 году. В советское время я с женой дважды был на этом захоронении. В той братской могиле лежат, судя по фамилиям, более двухсот наших воинов, – пишет нам Юрий Васильевич Тюрин. – Живым с войны вернулся наш старший брат Тюрин Леонид Васильевич, выпускник пехотного училища. После войны он работал в Свердловске на предприятии №333, скончался в 1983 году».
Юрий Васильевич вспоминает, что война резко изменила уклад жизни их семьи. «А как выживали мы, дети, оставшиеся с бабушкой и мамой, без слёз вспоминать трудно. Взрослеть и учиться трудиться нам пришлось не по годам, а по месяцам, неделям и дням».
Мука как награда
Военные годы навсегда остались в памяти Виктора Георгиевича – как с ребятами картошку сажали и убирали, как за капустой, предназначенной для госпиталя, ухаживали, как собирали землянику в лесу и приносили её раненым бойцам. «За работу нам отмечали один или 0,75 трудодня, а в награду мы получали спёкшуюся в комки муку. В конце 1942 года горела мельница, и вот эту самую муку нам и выдавали», – пишет Виктор Георгиевич.
В военные годы в село Мезенское, где жил маленький Витя, было эвакуировано много ленинградцев. «В один из летних дней они устроили пионерский костёр на поляне между госпиталем и селом, – вспоминает уралец. – Мы вместе с учителем песни пели. Это, конечно, вдохновляло раненых бойцов!».
По словам Виктора Георгиевича, его старший брат вернулся с фронта в 1944 году с тяжёлыми ранениями. «Все пролетело очень быстро, остались одни воспоминания о раннем труде», – пишет Виктор Георгиевич.
Пропал без вести
Мария Кирилловна Андриянова, уроженка села Камышево Белоярского района, десятилетия хранит в себе память о брате – Фёдоре Кирилловиче Бочкарёве. В мирное время Фёдор работал слесарем на сапоговаляльной фабрике им. Малышева. С удовольствием участвовал во всех спортивных мероприятиях и помогал родителям воспитывать младших сестрёнок и брата. Фёдор был призван на фронт в сентябре 1941 года. Последнее письмо родным он написал в дороге – по пути в Москву. «Фёдор пропал без вести в мае 1942 года. Со слов сослуживца Ивана Михайловича Елизарова, они были в бою под Ржевом. Никаких документов у нас не сохранилось», – пишет Мария Кирилловна.
Смотрите также:
- «Погиб за родину». Уральцы хранят память о родных, погибших в ВОВ →
- Расскажи, как твоя семья приближала Победу! (25.04.2013) →
- Уральцы рассказывают о своих близких - фронтовиках →