«Люди тогда были добрее». Как «враги народа» защищали Родину

Хочу поделиться своими воспоминаниями. В нашей семье, как и в тысячах семей России, есть свой герой.

   
   

Сыну дал имя погибшего друга

Пишу о своём дяде: Шевелин Пимен Степанович – уроженец Свердловской области, Красноуфимского района. До войны дядя поступил в Ивановский институт. В 1943 году весь их выпуск был направлен на защиту нашей столицы, а дальше – фронт. Пимен Шевелин был командиром взвода танкистов, был ранен, горел в танке, награжден многими орденами и медалями. И так с Победой до Берлина.

После войны кадровый офицер продолжал службу в Берлине. В 1947 году у него родился сын, и ему дали имя погибшего фронтового друга. После Германии дядя служил в Эстонии, город Выру. По хрущёвскому указу многие воинские части были расформированы, и майор Шевелин попал под раздачу. В 1961 году семья вернулась в Свердловск, и дядя работал в сфере обслуживания (КБО).

Обиду на Родину не держали

Мой отец – Шевелин Михаил Степанович – не был на фронте. У него была бронь. Он трудился в железнодорожном депо. Железнодорожник, он ремонтировал паровозы, должность – котельщик. Это ремонт топок – остывшую топку надо срочно отремонтировать, а потом выходить в холодное депо, труд очень тяжёлый и вредный, в результате профзаболевание – силикоз лёгких. Но всё выдержали, вырастили четверых детей.

Дядя и отец были раскулачены, их семью выслали из родных мест в Нижний Тагил, так и жили с клеймом «враги народа». Обиду на Родину не держали – защищали на фронте, трудились в тылу. Реабилитированы.

Когда пришла долгожданная Победа, мне было восемь лет. Как мы ждали, как радовались, описать не могу! Нет таких слов, чтобы рассказать о своих эмоциях.

Музыка окутала мир

В нашем посёлке Первомайский был лагерь военнопленных, он был огорожен высоким забором, но мы, дети, умудрялись посмотреть в щёлку. У них была чистота, что-то было посажено, какие-то кустики. Некоторые военнопленные выходили из лагеря – видимо, где-то работали. Мы по-детски с ними общались.

   
   

Помню немочку Эммочку, такая красивая, чистенькая, приезжала на повозке в магазин за хлебом для жильцов лагеря. Мы её ждали, чтобы с ней пообщаться. И вот однажды в тёплый июньский вечер услышали звуки музыки. Звуки лились из лагеря, казалось, музыка окутала весь мир. Жители слушали заворожённо. Звучала классическая музыка, сейчас я знаю, что это были Моцарт, Бах, Бетховен, исполнял оркестр из Германии.

Через некоторое время лагерь опустел. Военнопленных отправили, видимо, домой. Люди тогда, мне кажется, были добрее, видимо, сплачивало общее горе.

В. М. Необутова (Шеве­лина), Екатеринбург,
ветеран труда, реабилити­рована, дитя войны