«Вековые документы найти проще, чем данные о Великой Отечественной войне»

В год юбилея Победы мы публикуем письма наших читателей – воспоминания самих ветеранов, но чаще – детей войны. Из таких вот маленьких историй и отдельных судеб складывается объемное историческое полотно масштабного события, повлиявшего на всё дальнейшее развитие человеческой цивилизации. 

   
   
Фото: Госкомитет РТ по архивному делу

Мы 75 лет ждём!

Я родилась 25 января 1942 года. Мой отец – Шамов Павел Петрович, 1912 г. р., его отправили на фронт в апреле 1942 года, мне было в то время три месяца. Ещё был брат Юрий 1940 г. р.

Мама осталась одна с двумя детьми. По рассказам мамы, жили очень тяжело в селе Филькино Серовского района. Отец вернулся с войны в 1946 году, по рассказам папы, его в 1943 году отправили с фронта, где он был танкистом, в Казань. Там была танковая школа, и папа был механиком-инструктором, обучал вождению молодых солдат. Имел награды.

В 1946 году вернулся домой в звании старшего лейтенанта запаса. Работал на Черноярском лесозаводе сменным мастером до выхода на пенсию. Ушёл из жизни в 80 лет в 1992 году.

Я горжусь своими родителями, перенесшими все тяготы военного времени. В данное время нахожусь на пенсии, ушла в 45 лет с механического завода, являюсь ветераном труда.

Сегодня мы уже старые, сколько нас осталось – единицы, уходим один за другим, но всё равно остаёмся теми детьми войны, которые ждут, когда, наконец, власти вспомнят о нас – 75 лет ждём!

Альбина Павловна Божко (Шамова), г. Серов Свердловской области

   
   
Фото: «АиФ-Урал»

Прошёл войну, а информации нет

Вы просите поделиться воспоминаниями о годах вой­ны, а я хочу высказать свою боль. Мы с мужем – дети вой­ны, нам по 77 лет (1942 год). Я работала над родословной его семьи и нашла корни с 1672 года. Так вот, вековые документы оказалось найти проще, чем данные о его дяде, погибшем в мае 1945 года.

Да, была похоронка, но сейчас в живых из семьи никого не осталось, и мы не можем установить точную дату гибели и место.

Вагин Алексей Николаевич, 1923 г. р., до войны жил в Свердловске на ул. Шмидта, учился в аэроклубе и на фронте был лётчиком (малая авиация).

Всё, что нам удалось о нём найти в интернете, – наградной лист. 1 апреля 1945 года он был награждён орденом Красной Звезды. Мы обратились в военкомат – пусто, архив – ничего, в Книге Памяти – нет. Архив Подольска ответил: обратились не по форме, да и денежки надо платить.

Человек прошёл всю войну, погиб – и ничего?! Горько, обидно, досадно.

Любовь Алексеевна Ушенина, Екатеринбург

Герою Ирбиту посвящается

Победный день для россиян,
Пожалуй, самый главный.
Идёт колоннами народ
Отдать дань скорби павшим.

Портреты дедов и отцов
Слились в Бессмертный полк.
И скорбный траурный мотив
Тревожит всех до слёз.

Ирбит, конечно, не герой,
Один из районных на орбите,
Но мотоциклы, бронебойное стекло
Для фронта выпускали здесь, в Ирбите.

А хлеб, все крупы и картошка
Шли из колхозных из полей,
Где женщины и дети без зарплаты
Трудились день и ночь за трудодень.

Участников войны остались крохи,
Но дети чтут участников войны,
Ведь ради нас они отдали жизни,
Дав укорот коричневой чуме.

Никто не сможет оболгать
И отобрать у нас Победу,
А над Рейхстагом красный флаг
Символизировал Победу!

В. А. Палетин, 1932 г. р., труженик тыла, г. Ирбит Свердловской области