Неприкасаемые. Можно ли отозвать депутата-хама гордумы Екатеринбурга

Дмитрий Шевалдин / «АиФ-Урал»

«Выбрав депутатов, надо тут же заводить книги отзывов», – этот афоризм неизвестного автора, гуляющий по Интернету, сегодня имеет прямое отношение к парламенту Екатеринбурга.

   
   

«Давай, попробуй!»

Жители Екатеринбурга столкнулись с проблемой: как выяснилось, лишить парламентария, за которого вы проголосовали, его полномочий сегодня крайне проблематично. Типичный пример – депутат гордумы Александр Колесников, уже неоднократно попадавший в поле зрения СМИ. Правда, не благодаря своей плодотворной работе, а за счёт многочисленных и зачастую оскорбительных высказываний. Именно он заявил по поводу строительства храма святой Екатерины: «Почему мы вообще должны спрашивать народ?»

На прошлой неделе в процессе открытых депутатских слушаний одна из представительниц Железнодорожного района, от которого избирался Колесников, встала и сказала, что хочет отозвать депутата. Тогда он повернулся к ней и заявил: «Давай, попробуй!» – после чего засмеялся.

Выходка Колесникова – лишь один из примеров, когда человек, занявший депутатское кресло, теряет ощущение реальности и начинает пользоваться своей «неприкасаемостью» в ущерб окружающим. «Отозвать депутата гордумы сегодня невозможно в принципе, – пояснил председатель избиркома Екатеринбурга Илья Захаров. – По федеральному законодательству, в случае, если хотя бы часть депутатов была избрана по партийным спискам, отзыв парламентариев не применяется. Но даже если бы в гордуме были только одномандатники, чтобы лишить кого-то из них мандата, за это должна проголосовать как минимум половина избирателей его округа. Сами понимаете, на практике это реализовать нельзя. На моей памяти случаев, когда народный избранник был бы лишён полномочий по отзыву избирателей, не было».

По словам Захарова, депутат может быть лишён мандата по решению суда, причём всего в нескольких случаях. Если он что-то напутал в декларации о доходах и имуществе, признан недееспособным, скончался или совершил серьёзное правонарушение (уголовное преступление). Примером последнего стал в своё время депутат Олег Кинёв, организовавший убийство пенсионерки и приговорённый к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Гораздо сложнее обстоят дела с декларациями о доходах. Подобные эксцессы случались в гордуме Екатеринбурга шестого созыва с депутатами Евгением Боровиком, Владимиром Смирновым и Михаилом Гараниным. Но никто их мандатов не лишал.

Ни за что не отвечают

Впрочем, есть альтернативное мнение. «На самом деле отозвать депутата, прошедшего по партийным спискам, гораздо реальнее, чем одномандатника, – считает доктор философских наук, почётный гражданин Свердловской области Анатолий Гайда. – Если партия, которая его выдвинула, работает конструктивно, держит руку на пульсе, она заинтересована в том, чтобы депутат работал и не пятнал честь организации. Инициативная группа должна обратиться в местное отделение, и, вполне вероятно, будут приняты соответствующие меры. Не обязательно это будет лишение мандата, меры могут носить дисциплинарный характер. С одномандатниками, которые не входят ни в одну из политических партий и предоставлены сами себе, дело обстоит сложнее. А тем, что избиратели недовольны работой депутатов, я не удивлён. Полагаю, что это можно отнести к большинству народных избранников, заседающих в нынешней думе. По сути, сегодня они не несут никакой ответственности».    
   

В прошлом году экс-депутат Свердловского Заксобрания, руководитель движения «За Урал» Владимир Коньков пытался продвигать закон об отзыве депутатов. «Парадокс: президент, губернатор, мэр у нас могут быть лишены полномочий, а депутат нет, – негодовал общественник. – Парламентарий может не ходить на заседания думы, игнорировать население, не разработать ни одного закона, но при этом оставаться депутатом».

Коньков предлагал следующее: если 5–15% от общего числа избирателей в округе проголосует за отзыв народного избранника, он теряет мандат. Списочников должна лишать полномочий партия. Соответствующие документы были направлены в администрацию президента и правительство РФ. Но на сайте Российских общественных инициатив законопроект Коньков набрал лишь 1 667 голосов (1,6% от необходимого). Возможно, в свете последних событий стоит присмотреться к нему внимательнее?

Смотрите также: