По одёжке встречают. Длина юбки влияет на карьерный рост?

Носить шорты или слишком короткие юбки, смешивать золотые и серебряные украшения, публично обсуждать коллег и критиковать руководство – всё это и многое другое отныне запрещено чиновникам города Серова.

   
   

Дресс-код чиновника

Постановление главы города Василия Сизикова было опубликовано на официальном сайте городского округа. Документ называется «Кодекс этики и служебного поведения» и обязателен для исполнения всеми муниципальными служащими. Более того, он будет являться одним из критериев оценки качества их работы и влиять на карьерный рост! Нарушение разработанных норм «подлежит моральному осуждению».

Для того чтобы достичь успехов, чиновникам необходимо быть корректными и внимательными при общении с гражданами, избегать конфликтных ситуаций, докладывать работодателю и органам прокуратуры о возможных случаях склонения к коррупции, воздерживаться от публичных высказываний и оценок в отношении органа МСУ и его руководителя, соблюдать субординацию, проявлять стрессоустойчивость. Кроме того, истинный слуга народа обязан быть образцом профессионализма, безупречной репутации, а также принимать меры по предупреждению коррупции, подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Но и это ещё не всё. Особо примечателен пункт об одежде, исключающий из рабочего гардероба чиновников спортивные костюмы, джинсы, шорты, майки, футболки, открытые сарафаны, кеды и кроссовки. Длина юбки у женщин должна быть до колена (плюс-минус 5 см), а разрез (не более 10 см) должен быть сзади. Золотые и серебряные украшения вместе надевать запрещено, если только эти металлы не объединены в одном изделии. Длина волос прекрасного пола может быть максимум до плеч, всё, что больше, будьте добры убрать в причёску.

Для мужчин, в свою очередь, обязательным атрибутом является галстук. Любые украшения, кроме часов и обручального кольца, вне закона! Соответствующие указания касаются также чистоты обуви (начищенные до блеска ботинки).

Замерять линейкой?

Новый кодекс этики серовских чиновников вызвал определённый ажиотаж не только в Свердловской области, но и за её пределами. В социальных сетях и на форумах люди начали состязаться в остроумии: «Весеннее обострение», «А замерять юбки линейкой будут?», «Лучше бы в налаживании городского хозяйства проявили такую прыть и пунктуальность», «Это нормально, работа есть работа», «Если бы причёски, джинсы и юбки могли повлиять на коррупцию, было бы здорово. А так – только народ смешат».

Между тем ничего удивительного в появлении подобного документа, на самом деле, нет. Кодекс действовал в Серовском ГО аж с 2011 года, просто был существенно обновлён. Более того, соответствующий свод правил действует и на уровне правительства региона. Просто мэр Василий Сизиков его расширил и «уточнил» моменты, связанные с одеждой и внешним видом подчинённых.

   
   

Цифра недели
10 см должен быть разрез на юбке чиновницы.
Наличие подобного кодекса в государственных и муниципальных организациях во многих случаях является обязательным. В 2018 году в Екатеринбурге по решению суда на 50 тысяч рублей была оштрафована музыкальная школа № 3. Сотрудники прокуратуры проводили проверку по жалобам бывших специалистов образовательного учреждения, подав­ших гражданские иски о восстановлении их на работе. Выяснилось, что руководитель не выполнил требования ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции».

«Должен быть принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, документ предусматривает предотвращение и урегулирование конфликта интересов, – сообщили в пресс-службе областного суда. – В музыкальной школе часть необходимых документов отсутствовала, а те, что были, имели формальный характер». Юристы школы пытались обжаловать решение в областном суде, но апелляция не помогла.

Сила традиции

«На самом деле, какие-то попытки регламентировать поведение и моральный облик чиновников были у нас ещё в конце 90-х и начале нулевых, – отмечает политолог Сергей Мошкин. – Соответствующие нормы были приняты на уровне РФ, позднее что-то подобное начало появляться в регионах и муниципалитетах. Ничего плохого или смешного в них нет, такая практика существует по всему миру. Другой вопрос, что подобные вещи, с моей точки зрения, практически не поддаются регулированию на официальном уровне. Всё-таки кодекс – это некий идеал. Морализаторство носит рекомендуемый характер, так как санкции за его нарушение отсутствуют. Гораздо эффективнее в этом плане сила традиции, которую можно сформулировать так: «У нас это не принято». Какой-то дресс-код, корпоративная культура, негласные правила поведения существуют во всех администрациях и на многих предприятиях. Но регулируются они силой традиции».

Между тем кодекс этики серовского мэра уже прокомментировали в Госдуме РФ. Зампредседателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина, в целом одобрившая документ, отметила в некоторых его требованиях и негативные моменты. В частности, она заявила: «В этих новшествах я вижу два дискриминирующих фактора – лукизм и сексизм. Лукизм – отношение к человеку только на основе его внешности. Сексизм – набор предрассудков и предвзятое отношение к людям по признаку пола или гендера, антипатия по отношению к людям определённого пола. Важно не допустить новыми правилами этикета два этих явления».