За что двойка-то?
Ежегодный городской экзамен (ЕГЭ) главы Екатеринбурга раньше проходил просто: депутаты заслушивали доклад мэра, после чего ему большинством голосов ставили «хор.», «уд.» или «принимали отчёт к сведению». По закону, две двойки подряд – повод для отставки, но такого в столице Урала за всю постсоветскую историю ни разу не случалось.
Нынешний мэр Александр Высокинский, выбранный по «советской» системе (депутатами), не проработал и года, но претензий к нему уже появилось много. В основном они касаются кадровых решений, благоустройства и уборки города, протестов в сквере у Театра драмы. Отчёт его по разным причинам неоднократно переносился и на прошлой неделе был снова перенесён на второе полугодие (якобы это позволит главе города лучше подготовиться к встрече). При этом сам Высокинский рвётся в бой и требует, чтобы его отчёт был заслушан депутатами уже на этой неделе, это поможет начать работу над бюджетом на 2020 год.
Остроту ситуации добавляет то, что если депутаты поставят мэру «неуд.» (в июне или в сентябре - не важно), то данная оценка будет распространяться не только на него, но и на самих парламентариев, которые девять месяцев назад проголосовали за него абсолютным большинством (36 из 36). Получается, что слуги народа выбрали народу неэффективного управленца?
Цифры ещё не всё!
С предложением сформировать список ключевых показателей (KPI) для Высокинского и его команды выступил председатель комиссии гордумы по МСУ. По его мнению, прежняя система оценок была слишком субъективной.
«Оценивая работу главы города, мы должны знать о его личном вкладе и вкладе его администрации в развитие Екатеринбурга, - считает
депутат гордумы Екатеринбурга Алексей Вихарев. – Управленческие решения, их результат, состояние бюджета, эффективность затрат, удовлетворённость жителей, состояние дел в городе, реакция власти на запросы людей. Ответственность самих депутатов, избравших его, очень опосредована. Мы ему доверили город, необходимые полномочия и ресурсы, как он ими распорядился – другой вопрос! Дума не может работать вместо главы и администрации, но может спросить с них и выставить им оценку».
С инициативой изменить критерии оценки мэра выступил также старожил
гордумы, депутат Дмитрий Сергин. «Цифры, конечно, важны, но они лишь частично отражают эффективность работы мэра, - уверен парламентарий. – Например, уровень средней зарплаты зависит не столько от него, сколько от роста или падения ВВП в регионе. Очень важно, как глава продвигает город на межрегиональном и мировом уровне, как он работает с жителями, его реакция на предписания прокуратуры, насколько оперативно согласуется проектная строительная документация и идёт подключение объектов к сетям. В этом году мэр передал районам новые полномочия, но как они ими воспользовались – мы не знаем. И я убеждён, что депутаты несут ответственность за свой выбор главы города, как минимум – моральную. Именно поэтому к отчёту мэра в этом году интерес со стороны парламентариев особенно силён».
KPI (англ. key performance indicators) - ключевые показатели эффективности организации, руководителя.
«Филькина грамота»
Федеральные эксперты констатируют, что попытка объективно оценить заслуги мэра со стороны депутатов может наткнуться на целый ряд сложностей «методологического» характера.
«Известно, что в главы города Высокинского рекомендовал губернатор Свердловской области, его слово было решающим, - поясняет
политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. - Поэтому, по сути, исполнение установок, поручений, наказов, которые он давал ему перед назначением, и есть критерий его эффективности. Но что это за наказы – ни жители города, ни большинство народных избранников, скорее всего, не знают. Критерий так называемого «общественного мнения» также очень субъективен и эфемерен. Полагаю, что горожане даже не помнят, что конкретно обещал мэр. Что касается Стратегического плана развития города, то, подозреваю, подавляющим большинством горожан и депутатов он рассматривается не иначе как «филькина грамота».
Напомним, что ввести KPI для оценки работы чиновников на Среднем Урале пытались ещё в 2010 году, при губернаторе Александре Мишарине, и касалось это областных министров. Тогда одним из главных показателей называли объём привлечённых в регион инвестиций. Но система не прижилась (выяснилось, что от министров мало что зависит), и уже в 2011-м от неё отказались.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал – самое интересное и оперативное именно там. И без рекламы!