Жизнь затухает
«Жизнь в небольших городах, подобных нашему, постепенно затухает, – рассказывает о наболевшем житель Красноуральска Дмитрий Бутырин. – Работы нет, молодёжь уезжает... На днях узнал, что к числу моногородов может примкнуть Первоуральск. Неужто это самый проблемный город на карте области?».
С мнением уральца солидарен
депутат законодательного собрания Андрей Альшевских. По словам парламентария, на Среднем Урале хватает городов, где ситуация намного хуже и взрывоопасней: «Краснотурьинск, Артёмовский, Верхняя Салда, Красноуральск… Возьмём Тугулымский район – он практически на 100% дотационный, последние предприятия встают, но дела до него нет».
Попытка включить Первоуральск в список моногородов на фоне затухания многих других напоминает корыстный интерес отдельных лиц. Более того, складывается ощущение, что деньги выделяются не по принципу целесообразности – просто кто-то хочет решить свои вопросы. Естественно, нам скажут, что это необходимо сделать, и даже объяснят почему, но в реальности на Среднем Урале есть куда более тяжёлые территории.
Выживут единицы?
Политолог Сергей МОШКИН:
– Сокращаемые работники даже под гарантированные компенсации отказываются переезжать на другое место жительства. Люди, живя на территории из поколения в поколение, обросли хозяйством и связями. Желание переехать высказывают буквально единицы – два-три человека из ста. Как правило, это семьи, которые на данной территории не укоренены, и терять им нечего.
Понять намерения властей действительно сложно. С одной стороны, в 2014 году на поддержку моногородов планируется выделить 50 миллиардов рублей, а с другой – Министерство экономического развития РФ предлагает закрыть неперспективные моногорода, а всех жителей – переселить. Более того, в министерстве уже составили список претендентов на закрытие. Возможно, подобные инициативы чиновников свидетельствуют о желании укрепить позиции сильных городов и окончательно избавиться от «лузеров» на карте области. Однако если вспомнить 2008 год, когда выделенные миллиарды так и не реанимировали моногорода, поверить в нынешний благоприятный исход крайне сложно. Реализовать главную идею – придать городам новое экономическое лицо – тогда так и не удалось. Счёт шел на миллиарды, но реального импульса оживления экономики программа так и не дала. «Провал той программы свидетельствует о том, что власть живёт одним днём и просто не в состоянии прогнозировать результаты деятельности, – уверен Андрей Альшевских. – Лишь бы сегодня потушить острые моменты и волнения, а что будет завтра – не волнует никого. Нет нормальной комплексной программы развития».
Будущее моногородов эксперты сравнивают с тем, что произошло в многочисленных российских сёлах, когда рухнули колхозы и совхозы. Жизнь там постепенно останавливается: молодёжь упорхнула, и остались лишь те, кто не востребован и кому просто-напросто некуда ехать.
Смотрите также: