«Казаки» по талонам. Как советские молодожёны дефицит добывали

Рада Боженко / «АиФ-Урал»

«Дорогие молодожёны! Два одиноких корабля, странствующих по бесконечному морю жизни, сегодня обрели тихую гавань». С этих слов, хорошо известных тем, чьё бракосочетание пришлось на советский период, в Екатеринбурге открылось дефиле «Свадьба в СССР». Подробнее читайте на ural.aif.ru.

   
   

Платье бабушки

Проект «Свадьба в СССР» претендует на то, чтобы стать для Музея советского быта своего рода визитной карточ­кой. «Впервые мы провели дефиле винтажных свадебных нарядов и выставку, на которой были представлены атрибуты бракосочетания, в 2021 году, – рассказывает директор музея Ирина Светоносова. – И с каждым годом принять участие в проекте изъявляют желание всё больше людей, не говоря уже о зрителях. Благодаря тому, что в этом году мы выиграли грант Президентского фонда культурных инициатив, проект смог выйти на более масштабный уровень».

Вообще говоря, проект «Свадьба в СССР» с чистой совестью можно назвать народным. Ведь большинство нарядов для дефиле, равно как и всевозможных артефактов для выставки музею предоставляют их обладатели. То есть те люди, которые с нежностью хранят вещественные воспоминания о своём бракосочетании: платья, головные уборы невесты, пригласительные для гостей, талоны в салон для новобрачных, всевозможные плакаты и многое-многое другое. В этом году во временном распоряжении музея оказалось более 30 свадебных платьев, многие из которых на подиуме демонстрировали дочери, внучки, племянницы невест эпохи СССР.

Так, например, платье своей бабушки, которая выходила в нём замуж в 1957 году, «выгуляла» на сцене Александра Аксёнова. Строго говоря, в тот период ещё не сформировались советские традиции проведения свадеб. Они, отринутые новой властью после революции как буржуазные пережитки, вновь начали появляться в новой интерпретации только в самом начале 60-х годов. Так что до белых платьев, а тем более до фаты в 1957-м дело ещё не дошло – классический наряд невесты вернулся в массы только после свадьбы космонавтов Валентины Терешковой и Андриана Николаева, которую страна с размахом отметила в 1963 году. Знаменитая невеста тогда поразила общественность белым платьем и фатой.

Так вот, платье бабушки, которое продемонстрировала Александра Аксёнова, как раз было не белым, а нежно-голубым. Что, кстати, позволяет внучке иногда носить его в по­вседневной жизни.

Без фаты? Немыслимо

Свадьба Татьяны Анатольевны и Владимира Николаевича Горбут состоялась 17 сентября 1982 года. Играли её по всем законам советского жанра. Хотя, признаётся пара, они бы с удовольствием ограничились скромной регистрацией, но родные идею не оценили, единодушно проголосовав за торжество.

«Платье мне шили из отреза японского шёлка, который хранился у бабушки, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Я было хотела обойтись без фаты, но бабушка – секретарь райисполкома, на секундочку – выразила решительный протест. Мол, невеста без фаты? Немыслимо! Поэтому купили короткую фату. Знаете, я много позже узнала, что есть такая примета: у невесты должно быть что-то новое, что-то старое, что-то взятое в долг и что-то голубое. И с удивлением поняла, что у меня так и было. Платье, фата – новые, туфли – с выпускного вечера (румынские, лакированные), подвеска – взятая в долг (мне её, кстати, лет десять назад хозяйка подарила). А голубой была молния в моём белом платье – другой мы со швеёй просто не нашли».

   
   
Татьяна и Владимир Горбут трепетно относятся к знаковым вещам. В том числе они сохранили свадебный гардероб. Фото: «АиФ-Урал»/ Рада Боженко

Что касается жениха, то его одели в салоне для новобрачных, куда во времена СССР парам выдавали талоны. Вот только с обувью вышла забавная история. Конечно, надо было бы купить туфли, но… «Мы увидели там зимние «казаки» – невероятный дефицит, но беда в том, что в одни руки можно было взять только одну пару. Что ж, решили, мы же люди взрослые, практичные, жениться собираемся… Словом, их и купили», – смеётся Татьяна Анатольевна.

Свадьбу праздновали в трёхкомнатной квартире бабушки, где разместили более 30 гостей. Блюда на праздничный стол готовили сами, благо осенью множество всевозможных овощей. Но и мясных блюд было, что называется, от пуза благодаря всё тем же талонам, только на сей раз в гастроном. «Помню, дефицитные продукты можно было купить, исходя из декларированного количества гостей, – рассказывает Татьяна Анатольевна. – Надо ли говорить, что наша заявка была слегка преувеличена. Зато мы смогли купить и свинину, и говядину, и сырокопчёную колбасу… А курицей закупались в крупнейшем по тем временам магазине «Мария».

Корни традиций

«Чем глубже мы погружались в тему «Свадьба в СССР», тем больше убеждались, что все сегодняшние традиции проведения свадеб корнями уходят именно в этот период, – говорит арт-директор Музея советского быта Александр Попов. – Мода циклична, и это касается не только свадебных нарядов, но и обрядов в том числе. К примеру, сегодня вновь возвращается каравай, которым встречают молодожёнов. Был период, когда это считалось архаизмом, а вот на тебе – о нём вспомнили».

Впрочем, по словам Александра, кое-что всё-таки было утрачено (не факт, что безвозвратно). Скажем, сегодня практически никто не отмечает свадьбы дома, тогда как в СССР это делали восемь из десяти молодожёнов. Накрытые столы опоясывали квартиры, занимая даже межкомнатные проёмы, а сидели гости на досках, установленных на собранные со всего многоквартирного дома табуретки. Кроме того, сегодня подготовка свадьбы – это целая индустрия, а в СССР всё делалось своими руками: украшение помещений, приготовление блюд, рисование плакатов, придумывание и проведение конкурсов и так далее.

«Мы заметили, что сегодня невероятный интерес к советскому периоду, – говорит Александр Попов. – Видимо, дело в том, что это время уже стало историей, ведь выросло целое поколение, которое СССР не застало. Но в то же время есть носители той культуры, которые с радостью делятся информацией. Вот на стыке этих интересов мы и создали свой проект «Свадьба в СССР», в очередной раз убедившись, что не ошиблись».