«Голубой вагон бежит, качается...» Бывший машинист создаёт мини-поезда

На изготовление модели уходит около двух недель. © / Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

Собрать модель поезда по специальным выкройкам не так-то просто: требуется точность, знание дела и много терпения, чтобы все детали идеально подходили друг другу. Машинист на пенсии из Екатеринбурга Александр Санников как раз и занялся этим делом. Его работы выставлены в двух уральских музеях, посвящённых железной дороге. Подробнее — в материале ural.aif.ru.

   
   

«У вас дым из-под вагона!»

В музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги Александра Санникова встречают, как доктора Айболита. Оказывается, юные посетители в очередной раз оторвали у одного из экспонатов пантограф (устройство, куда поступает ток), нужно приделать к этой модели новый. Александр Валерьевич достаёт из коробки красный «треугольник», который смастерил из плотной бумаги накануне. Глядя на модель по-хозяйски, обещает сотрудникам в следующий раз сделать для макета фары.

Выйдя на пенсию, машинист из Екатеринбурга Александр Санников начал делать модели поездов, которые когда-то водил. Выкройки находит в интернете, распечатывает на бумаге, вырезает, наносит на плотный картон, склеивает их между собой и красит. Его миниатюрные подвижные составы выглядят совсем как настоящие, а сам процесс напоминает ему детство.

«В советское время модели железнодорожных поездов привозили из ГДР, — вспоминает Александр Санников. — Потом и у нас появилась игрушечная Пионерская железная дорога — со светофорами, станциями, фонарями и даже фигурками дежурных по переезду. Выпросил у мамы 36 рублей, чтобы купить себе такой подарок»

.

Создавая модели, Александр Валерьевич вспоминает случаи, которые с ним происходили, когда он работал машинистом. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Детский интерес к поездам был у Александра Санникова неслучаен: его дядя Владимир Коновалов и другие родственники работали машинистами. «Мы с семьёй жили в Свердловске, в доме на улице Челюскинцев, недалеко от элеваторов, — рассказывает он. — Ходил смотреть, как паровозы привозили туда зерно. Бывало, мы с друзьями подкладывали на рельсы гвозди. (Мне тогда было лет шесть или семь.) Гвоздь расплющивало, и он превращался в «меч». Когда дядя Володя узнал об этом, мне, конечно, влетело!»

Александр Санников пошёл по стопам родственников, став машинистом. За годы работы чего только не происходило! Например, он дважды тушил пожар. «Смотрю из кабины — дежурная стоит на станции и размахивает руками, — вспоминает он. — Мне не слышно, что она говорит. Выглянул, спросил, что произошло. Она мне отвечает: «У вас дым идёт из-под вагона!» Бросился туда с огнетушителем, а там тлеют чехлы двигателя. Потушил и поехал как ни в чём не бывало! В другой раз у поезда тоже загорелся двигатель. Машина была старая, имела неисправности. Заезжаем в депо, вижу — дымище валит из-под вагона! Разрядил туда восьмилитровый огнетушитель. Огонь потушил и доехал до места».

   
   

.

Александр Валерьевич приходит в музей, как «доктор» некоторых экспонатов. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Александр Валерьевич вспоминает, как однажды врезался на поезде в стадо коров — не по своей вине. По его словам, животные разгуливали прямо по железнодорожным путям, и никто за ними не следил. Тем более что встречный грузовой состав загораживал видимость, и затормозить вовремя было невозможно. Бывало, люди шагали по рельсам, не сразу реагируя на гудки. «Веду поезд и вижу: идут ребята — парень держит девчонку за руку, — вспоминает Александр Санников. — Сигналю им, уже за кран берусь, чтобы тормозить. Они отскакивают с рельсов в последний момент! Отпустил тормоз и рухнул на сиденье: вот ведь какие стрессы терпеть приходилось!»

Поезда уральского мастера выглядят совсем, как настоящие. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Нам бы паровозик!»

Александр Валерьевич рассказывает, что часто возил людей на старых поездах. У некоторых из них даже двери открывались вручную, что характерно для образцов 1950-х годов. Люди пользовались этой особенностью, срывали стоп-кран, чтобы выйти там, где остановки не предполагалось. Но работа ему нравилась, несмотря на сложности.

Он помнит, как в восьмидесятые годы в столице Урала открыли музей при депо Свердловск-Пассажирский. Экспозицией занималась инженер Галина Морозова, которая много лет отдала железной дороге. Она была знакома с Александром Санниковым, знала, что тот с детства увлекался моделями поездов, и попросила его смастерить одну для музея. «Галина Павловна мне и говорит: «Нам бы паровозик», — вспоминает бывший машинист. — Нужна была модель грузопассажирского паровоза серии «А», который на тот момент выпускали на Коломенском заводе. Для того чтобы его сделать в миниатюре, надо было где-то найти чертежи! Пошёл в библиотеку Управления дороги (знаю, что сейчас правила изменились и туда стало сложнее попасть). Подходящих материалов не было, тогда библиотекари вместе со мной пошли в архив, который находился в подвале здания. Мы целый час ковырялись, пока я, наконец, не нашёл книгу 1903 года издания, где был тот самый чертёж! По нему и смастерил макет паровоза. Принёс его — сколько радости было! Какие-то умельцы согнули для него рельсы из жести, так он вообще стал выглядеть, как настоящий!»

Первую модель Александр Санников сделал для музея депо. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Точность до миллиметра

К моделированию поездов Александр Валерьевич вернулся, уже будучи на пенсии. Когда к нему в гости приезжают внук и внучка, которые учатся в начальной школе, говорят: «Опять дедушка что-то клеит!»

Некоторые миниатюры он делает сам, по выкройкам, которые находит в журналах или в интернете. А бывает, что покупает специальный конструктор, собирает и раскрашивает его. И тот и другой процесс требуют точности: какие-то части чертежа могут не сойтись в миллиметре. Процесс изготовления модели занимает примерно неделю. Неточности становятся видны далеко не сразу, а уже во время работы. Их приходится маскировать акриловой краской. В музее Свердловской железной дороги стоят модели электропоездов серии СР или, например, ЭР1, которые когда-то водил Александр Валерьевич. Свои работы он оценивает критически, считая, что в них нет ничего особенного. Однако смотришь на них, и кажется, что те сейчас дадут гудок и отправятся в путь по картонным рельсам.

Не так давно в Музее истории Свердловской железной дороги в Нижнем Тагиле попросили модели Александра Санникова, и он отправил туда несколько коробок. (О существовании такого музея знают далеко не все, даже среди местных жителей.) Сам мастер говорит, что не скучает по работе машиниста, зато любит вспоминать о ней, делая макеты подвижных составов.