Эти спортсмены делают практически то же самое, что и обычные, только прикладывают намного больше усилий. Каждое упражнение даётся им с трудом. Кому-то физически сложно нагнуться, а для кого-то главная трудность – сконцентрировать внимание. Уже год школьный тренер по футболу Ян Шипош ведёт занятия в секции для детей с ОВЗ. Он знает, как помочь ребёнку с аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития стать сильнее и выносливее. Подробнее – в материале ural.aif.ru.
Постояли, пообщались
После спортивной тренировки в школе Первоуральска наступает ещё одна – особая. На неё приходят ребята, которым бывает сложно выстроиться в шеренгу и тяжело дослушать тренера до конца. У большинства из них – расстройства аутистического спектра. Кто-то и вовсе передвигается на коляске, а на занятии ему помогает мама. Педагог по физической культуре, бывший футболист Ян Шипош уже год работает с этими детьми бесплатно – по собственной инициативе. Он называет своих учеников особыми чемпионами, потому что знает, через что они проходят каждый день. Поначалу он не думал, что станет волонтёром, который будет адаптировать детей с ОВЗ.
«Я работаю педагогом по физической культуре в школе. Кроме того, веду футбольную секцию для норматипичных детей от четырёх до 12 лет, – рассказывает тренер. – В августе прошлого года возил ребят в Екатеринбург на соревнования. Там шёл турнир для особых участников. Заметил, как ребятишки слаженно гоняли мяч, и захотел работать с ними».
Школьному тренеру казалось, что нет ничего проще, чем научить кого-то играть в футбол. Он обратился в местный реабилитационный центр, стал искать родителей детишек с инвалидностью, чтобы начать работу. Наконец, в октябре прошлого года должна была состояться первая тренировка с особыми спортсменами. На неё записалось больше десяти человек. Вот только по факту на занятие пришёл всего один ребёнок. «Мы с ним постояли, пообщались, – вспоминает педагог. – На тот момент я не понимал, как работать с детьми, у которых есть тяжёлые диагнозы. Перед глазами стояла красивая картинка, как ребята уверенно выступили на состязании. Это сейчас мне стало понятно, кого как правильно адаптировать. Мне пишут родители детей пяти, шести, восьми лет, у которых ДЦП, аутизм, синдром Дауна и другие диагнозы. Я никому не отказываю, сделал большую инклюзивную группу. После первого несостоявшегося занятия решил, что это никому не нужно. Но так вышло, что в следующий раз ко мне пришли трое ребят. Я стал работать с ними. По их физическому состоянию стало понятно, что играть в футбол, причём сразу, они не смогут».
Посмотрел, и стало совестно
Как рассказывает Ян Шипош, его новые ученики не могли даже выстроиться в линию, сделать разминку, не говоря уже об упражнениях с мячом. Но он терпеливо работал с ними, постепенно добавляя более сложные элементы. Через три месяца группа выросла до десяти человек. Сейчас в списке уже 40 детей, из которых постоянно приходит на занятия 15. «Первое время тяжело было завоевать доверие их родителей, – поясняет учитель. – Они привыкли, что этих детей никто никуда не берёт, а здесь вдруг ни с того ни с сего с ними начали заниматься спортом. Поначалу хотел сделать платную группу. Но посмотрел на них, увидел, в каком они состоянии, и стало совестно говорить про деньги. Директор школы пошла мне навстречу и дала возможность не платить за час аренды спортзала, а также предоставила инвентарь».
Так и родился проект «Особые чемпионы», направленный на адаптацию ребят с инвалидностью. В основном они выполняют те же упражнения, что и ученики футбольной секции, только делают это в упрощённом виде. Одно из их любимых заданий – полоса препятствий. Ребятам нужно пройти или проползти по скамейке, подтягивая себя руками. Есть в этом задании и различные барьеры. Их преодоление помогает стать ловчее. «Смотришь, как они справляются, и если – с трудом, упрощаешь ещё», – поясняет Ян. По его словам, прогресс заметен. Благодаря этому он и продолжает свою работу.
Если на первом занятии ребята не могли даже построиться, разбегались в разные углы, то сейчас ученики строятся по линии, затем пробегают три-четыре круга друг за другом и все вместе выполняют разминочные упражнения. А это уже похоже на полноценные тренировки. Родители замечают, что их дети стали самостоятельнее. Кто-то может сам нагнуться, поднять или достать что-то. По словам волонтёра, первое время на тренировку приходили мамы и оставались до конца занятия. Теперь многие дети справляются без их помощи, и мамы могут хотя бы немного отдохнуть от необходимости всё неусыпно контролировать. Этой осенью ребята даже сдали нормы ГТО – адаптированные под них. Их особенно порадовали блестящие золотые значки, которые они заслужили, сдав нормы! Не так давно тренер решил дать своим ученикам возможность поиграть в настоящий футбол. Он разделил их на две команды, помог надеть спортивные манишки, и ребята начали гонять мяч – практически как в обычной секции! Конечно, им ещё далеко до участия в соревнованиях, но задел есть.
Когда близкие Яна Шипоша узнали о том, что он собирается тратить столько времени на особых учеников, пожали плечами. Его сын и дочь поначалу ревновали папу к особым ученикам. А жена советовала мужу лучше открыть ещё одну платную секцию. Однако, послушав о том, какую непростую реабилитацию проходят некоторые ребята, они прониклись сочувствием. Теперь вся семья помогает Яну адаптировать таких детей. Дочка участвует в разных мероприятиях, которые её отец организует для своих подопечных, сын показывает им футбольные пассы. К слову, он неоднократный победитель городских соревнований, а однажды в составе команды даже стал чемпионом России по футболу.
«У каждого ребёнка своя история, – поясняет Ян Шипош. – Кого-то из них воспитывает бабушка, потому что родители умерли. У многих нет пап, и, конечно, им не хватает мужского плеча. Я стараюсь дать им это. После каждого занятия мы устраиваем обнимашки и поддерживаем друг друга аплодисментами. Я узнал, что после медицинских процедур многие из них были вынуждены целыми днями оставаться дома. Поэтому теперь мы не только занимаемся спортом, но и вместе посещаем кинотеатры и батутный клуб. А когда в нашем городе проходят какие-то мероприятия, я звоню организаторам и прошу, чтобы они дали нам возможность участвовать».
Ян Шипош договорился с директором кинотеатра и теперь может приводить туда своих подопечных бесплатно раз в месяц. Поначалу некоторым ребятам было сложно высидеть весь фильм, но теперь они могут смотреть кино спокойно уже не 15, а 50 минут! Недавно Ян Шипош устроил ребятам праздник – ведь прошёл ровно год с тех пор, как состоялась их первая тренировка. Профессиональные актёры театра «Вариант» присоединились к торжеству и порадовали детей. А если у кого-то из подопечных наступает день рождения, волонтёр покупает этому ребёнку подарок. Он договорился с кондитерской, где его подопечным бесплатно пекут торты на праздник.