«Рыбалка может стать последней!» Спасатель Мокрушин — о риске на льду

Спасатели предупреждают любителей зимней рыбалки, что ходить по токому льду опасно, однако некоторые люди всё равно идут на неоправданный риск. © / МЧС по Свердловской области / из социальной сети "ВКонтакте"

Водоёмы Среднего Урала уже покрываются льдом. Несмотря на то, что он ещё слишком тонкий, некоторые всё равно пытаются по нему ходить и сильно рискуют. О том, как правильно оказывать помощь человеку, провалившемуся в полынью, как выбираться из неё самому, если случайно там оказались, и о многом другом рассказывает зампредседателя регионального отделения Общества Спасания на Водах (СвРОООО ВОСВОД) Евгений Мокрушин. Подробнее в материале aif.ural.ru.

   
   

«Маньяки какие-то!»

Дарья Попович, «АиФ-Урал»: — Евгений Вячеславович, когда же можно будет ходить по льду без риска для жизни?

Евгений Мокрушин: — Один человек может безопасно передвигаться по льду толщиной не менее семи сантиметров. Но, как показывает практика, люди чаще всего ходят не в одиночестве. Группу выдерживает ледяной покров не менее 15 сантиметров. Для того чтобы он сформировался, нужна стабильно холодная погода. Минусовые температуры (минус десять и ниже) должны продержаться не менее двух недель подряд. Если есть скачки температур, то расхаживать по водоёмам ни в коем случае нельзя лёд то нарастает, то опять подтаивает, и можно провалиться.

Однако некоторые люди всё равно ходят по едва замёрзшим водоёмам. Взрослые, как правило, понимают, что рискуют, но дети на реках и озёрах поздней осенью и весной — это вообще отдельный ужас! Чаще всего это ребята от восьми до 14 лет, которые гуляют одни, без присмотра взрослых. За детьми всегда нужен глаз да глаз, но в каникулы особенно!

— И на вашей памяти были трагические случаи?

— К сожалению, да. Однажды в Малом Истоке школьники вышли на пруд погулять после классного часа. Один ребёнок провалился, второй бросился ему на помощь. Но у первого намокла одежда, он стал тяжёлым и утянул товарища за собой под воду. В этом месте озеро достаточно глубокое. Оно даже летом не приспособлено для купания, а уж зимой находиться на нём особенно опасно. Оба мальчика погибли.

Для того, чтобы предотвратить трагические случаи, спасатели ВОСВОД проводят открытые уроки спасения из полыньи для всех желающих. Фото: Личный архив

— Рыбаки тоже часто выходят на неокрепший лёд. Что ими движет?

   
   

— Это вообще отдельная категория — просто маньяки какие-то! Когда мы проводили беседы с ними, те уверяли, что всё понимают. И всё равно выходили рыбачить на лёд толщиной четыре с половиной сантиметра! Некоторые из них уже не молоды, а кто-то даже участвовал в наших профилактических рейдах. Жажда адреналина берёт своё. Некоторые выбирают места с подлёдным течением. Там отличный клёв, но такая рыбалка может оказаться последней в жизни!

Спасатели-водолазы Службы спасения Свердловской области проводили акцию: выезжали на станции электричек, встречали рыбаков и давали им пластиковые бутылки — пустые, с чистой бумажкой внутри. На вопрос, зачем это нужно, отвечали: «Напишите на ней своё имя, отчество, фамилию, год рождения и, самое главное, телефон кого-то из родных. Эту информацию поместите в бутылку. Будем знать, с кем связаться, когда придётся поднимать ваше тело из воды».

— И это работало?

— Отчасти. 60% рыбаков, послушав спасателей, тут же садились на обратную электричку и возвращались домой, а 40% всё равно уходили на водоём. Иногда человек не думает о том, что уезжает рыбачить в последний раз! Весной и осенью лёд размывает, и они во всей этой каше барахтаются. Если кто-то тонет зимой, искать его тело в ледяной воде слишком сложно. В таких случаях ждём весны, когда оно всплывёт на поверхность. Зрелище, скажу я вам, не из приятных.

Евгений Мокрушин и сам оказывал помощь тем, кто провёл много времени в ледяной воде. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Скрючился, как эмбрион»

— В каких ещё ситуациях люди подвергают себя риску?

— Крещенские купания не так безопасны, как некоторым кажется на первый взгляд. Но если у вас возникло сильное желание поддержать традицию, выбирайте специально оборудованные купели. Там сначала делаются предварительные замеры толщины льда, который аккуратно выпиливают и ставят заграждения, чтобы человека не унесло течением. Купели проверяют инспектора ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам), плюс ко всему там дежурят спасатели. Если прорубь вырезана несанкционированно, погружаться в неё в разы опаснее. Как я уже сказал, вас может, например, унести сильным течением под лёд, и тогда никто не сможет вам помочь.

Нужно помнить, что в ледяной воде любой может получить инсульт от перепада температур. Важно, чтобы в этом случае человека доставили в медицинское учреждение как можно скорее. Вот почему мы регулярно дежурим на различных зимних мероприятиях. Был случай, когда пришлось оказывать помощь даже опытному моржу.

— Что же произошло?

— Один известный спортсмен хотел установить всероссийский рекорд — проплыть в ледяной воде больше двух километров. Для заплыва выбрал озеро Шарташ, где специально для него прорубили дорожку. В назначенный день у водоёма собралось множество народу — люди хотели узнать, удастся ли моржу преодолеть себя.

Перед началом заплыва мужчина выступил перед камерами, предупредив телезрителей, что неподготовленным людям ни в коем случае нельзя повторять его действия! В день заплыва мы дежурили на Шарташе, следили за его состоянием. Пока он пытался установить рекорд, его жена стояла на берегу — с табличками, где было написано, сколько метров преодолел её муж.

Спортсмену оставалось совсем чуть-чуть до финиша, метров 250. Смотрю на него и понимаю, что он, можно сказать, держится на одном фанатизме. По глазам и движениям рук было видно, что ещё немного — и всё, потеряет сознание! Мы вытащили его из воды, а он весь скрючился, как эмбрион: руки, ноги поджал. Срочно отнесли его в помещение, где отпаивали тёплыми напитками, растирали и массировали ему конечности, чтобы ускорить кровообращение. К счастью, всё закончилось благополучно. Хотя рекорд не был установлен, зато человек остался жив и здоров.

Помощь может потребоваться даже опытному моржу! Фото: АиФ/ Вадим Митюра

Алкоголь не давать!

— Как вообще правильно оказывать помощь, если кто-то провалился под лёд?

— Подбираться к человеку, оказавшемуся в проруби, нужно аккуратно, чтобы не провалиться самому. Итак, вы у полыньи и протягиваете какой-то предмет пострадавшему. Дело пойдёт быстрее, если он помогает процессу: даёт вам руку в ответ, выполняет ваши просьбы, чтобы вам было удобнее тащить его на поверхность. Действовать нужно быстро. Зимняя одежда становится в два раза тяжелее в воде и тянет на дно. Но иногда её элементы могут даже вам помочь. Например, можно попробовать закрепить тонущего с помощью застёжек на пуховике.

Предположим, вы вытащили человека из проруби, теперь нужно оказать ему доврачебную помощь. Первым делом — согреть, например, горячим чаем, растереть конечности, укрыть его тёплым одеялом или пледом. Мокрую одежду нужно снять как можно быстрее: она вызывает обморожение. Лучше делать всё это в помещении или, на худой конец, в машине, если вы, допустим, оказались в такой ситуации посреди леса. Ни в коем случае нельзя давать пострадавшему алкоголь! К сожалению, люди часто допускают эту ошибку, а зря — у человека тут же наступит спазм, и это усугубит его состояние.

Для того чтобы самому не провалиться под лёд, не стоит ездить на природу в одиночестве. Там, куда вы отправляетесь, могут быть водоёмы, и вы рискуете провалиться. Кто-то должен быть рядом с вами на случай, если понадобится помощь.

Если вы всё-таки любите путешествовать одни, старайтесь по возможности не переходить водоёмы или хотя бы берите с собой палку. Она, как турник, поможет удержаться на поверхности, если лёд всё-таки треснет. И, конечно, перед тем как пойти по льду, отстёгивайте лыжи и снимайте с рук петли от лыжных палок, чтобы можно было в любой момент освободиться от них, если провалитесь в воду.

— Сколько времени человек может пробыть в ледяной воде и выжить?

— Минут 15—20 он может продержаться в воде без летального исхода. Некоторые даже 40 минут выдерживали, но это большая редкость.

Спасатель ВОСВОД учит людей выбираться из проруби. Фото: Личный архив

«Смотрю глазами спасателя»

— Как самому выбраться из проруби?

— Раскинуть руки в стороны и постараться лечь на спину или на живот, чтобы зафиксироваться и дальше не уходить под воду. Наваливаемся спиной на кромку, а ноги упираем в противоположную сторону. Выгибаемся и делаем как бы толчок. Сначала выползаем из воды на уровне поясницы. Ложимся и потихонечку, в позе лягушонка, отползаем, а потом перекатываемся на безопасное расстояние. Если ползёте не на спине, а на животе — принцип тот же. Зафиксировать руки на льду, навалиться ногами, упереться в заднюю часть пролома, также сделать прогиб и оттолкнуться, почувствовав опору, а дальше двигаться перекатами.

— Спасатели так же учатся выбираться из проруби?

— Да, примерно так. Если человеку легко спасти самого себя, он скорее окажет помощь кому-то другому. К тому же мы учим ребят в том числе быстро избавляться в воде от верхней одежды, которую они надевают на гидрокостюм. Тот, конечно же, сковывает движения, и у них получается отличная тренировка, пусть в обычном бассейне, но всё же. У ребят вырабатывается ловкость, повышается быстрота реакции. Все эти навыки пригождаются, когда мы дежурим на водоёмах вблизи Екатеринбурга. Там бывает не один человек, а несколько. Чаще всего пострадавших вытаскиваем втроём.

— А как же Екатеринбург?

— И там мы, конечно же, дежурим. Одно из самых опасных мест в городе — пруд. Когда вода в нём замерзает, люди так и норовят сократить путь по льду. А ведь он тает быстрее всего, например, из-за течений, которые его размывают. К счастью, за последние годы трагических случаев в центре Екатеринбурга не было, в том числе потому, что спасатели регулярно проводят там рейды.

Я сам, находясь у водоёма, в любую погоду смотрю на всё глазами спасателя, пытаюсь контролировать ситуацию. Летом вообще не могу отдыхать на пляже: невольно слежу за тем, кто как плавает и не требуется ли кому-то помощь.

— Как же вы тогда отдыхаете?

— Обожаю походы в лес, в горы, а иногда люблю просто остаться дома.