Уральские велосипедисты первыми в мире обогнули озеро Байкал. Спортсмены проделали путь в 2 200 километров. У организатора заезда Валентина Засыпкина давно возникла идея о подобном путешествии. Его и других велосипедистов не напугали ни возможность встретить медведей, ни путь через скользкие валуны, ни безлюдные участки, на которых нет инфраструктуры. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Сердца восьми
Трое велосипедистов из Екатеринбурга и один москвич обогнули озеро Байкал в начале августа. За 15 дней спортсмены преодолели 2 200 километров по сложной дороге. Идея бросить себе вызов появилась у организатора заезда Валентина Засыпкина. «Я тренер по триатлону и бегу, к тому же занимаюсь велоспортом. На велосипеде катаюсь с детства,– рассказывает он. – Лет десять назад мне захотелось обогнуть Байкал. Я посчитал, что для этого нужно каждый день преодолевать расстояние примерно в 150 километров. Это физически тяжело, но меня всегда привлекали интересные и сложные задачи. Я воодушевился особенно сильно, когда узнал, что до сих пор такого никто не делал».
По его словам, одна из самых больших сложностей заезда – логистика: нужно было довезти вещи до Байкала из Екатеринбурга, затем везти их вдоль озера, встретить спортсменов у Северобайкальска и вернуться в Екатеринбург. «Мне нужна была команда с машиной, в которой везли бы палатку и вещи, необходимые в походе, – вспоминает спортсмен. – Когда едешь целый день по неровной дороге, испытываешь колоссальную нагрузку. После неё ни у одного человека не хватит сил на многие моменты, например, на приготовление еды. Нам нужен был повар. Для того чтобы всё получилось, понадобилась группа поддержки, которая обеспечила бы нам безопасность и взяла бы на себя все заботы. Кроме того, нам были необходимы врач и видеооператор, который снимал бы нас на протяжении всего пути, – вдруг кто-то захочет повторить этот маршрут. Да и наши семьи хотели отслеживать наш путь. Для них мы и создали свой канал в Telegram».Так и сформировалась команда из восьми человек: четыре спортсмена, которые преодолевали расстояние, и четыре человека, которые входили в группу поддержки. Это водитель, повар, видеооператор и врач.
Десять часов по грейдеру
Валентин Засыпкин спланировал всё задолго до того, как его команда начала готовиться к поездке. Сама идея возникла у него ещё десять лет назад, и он начал её реализовывать, когда у него появилась такая возможность. Важно было решить многие организационные вопросы, например, подготовить автомобиль. Валентин давно сформировал себе команду, которая выполняла большие объёмы тренировок, ради этой поездки. Помимо физической подготовки спортсменов, важна была их психологическая устойчивость и готовность к непростым условиям. По его словам, такие качества формируются после прохождения различных испытаний, например, сложных сплавов на байдарке. В итоге вместе с Валентином Засыпкиным маршрут проехали его единомышленники: Артём Ковалёв, Александр Абросимов и Евгений Громков.
Изначально планировалось взять в поход около восьми спортсменов. Но затем организатор понял: чем больше участников на маршруте, тем медленнее будет продвигаться группа. Возрастёт количество поломок велосипедов, травм и других поводов для заминок.
Велосипедисты начали готовиться к маршруту за восемь-девять месяцев, они тренировались все вместе по специальным программам, необходимым для достижения результата. Очень важно было проехать определённый километраж ещё дома. Причём продвигаться надо было по восемь-девять часов подряд– в течение нескольких дней. Так они приучали свой организм к повышенным физическим нагрузкам. Плюс ко всему каждый тренировался по индивидуальной программе.
«Мы вынуждены были укладываться в короткие сроки – в две недели, потому что у нас есть семьи с детьми, есть другие мероприятия: тренировки, соревнования, – рассказывает Валентин Засыпкин. – Это добавляло сложности: приходилось крутить педали по десять часов в день по грейдеру, то есть по неровной дороге. Кроме того, мы рисковали встретиться с медведями. Слышал, что в последнее время они стали чаще ходить вдоль трассы и даже нападали на людей. Смертельные случаи были зафиксированы в Северобайкальске, где мы как раз должны были проезжать. К счастью, нам повезло: медведя мы не встретили. Возможно, дело в том, что мы ехали группой».
По мокрым валунам
Первые 900 километров спортсмены преодолели за пять дней, а это сжатый график. Нагрузка была довольно большая, но далась спортсменам нормально: из этого расстояния 600 километров чистого грейдера с перепадами высот. По ощущениям, это был один из самых сложных участков. Затем группа добралась до туристического посёлка Листвянка, откуда передвигаться стало проще. Уже после спортсменов ждало новое испытание – езда по шпалам Кругобайкальской железной дороги, которая привела их на юг озера. Эта дорога запомнилась спортсменам благодаря туннелям. «Участок был непростой, но красивый. Едешь, въезжаешь в туннель, а затем выезжаешь из него и видишь озеро», – рассказывает Валентин.
Потом спортсмены, можно сказать, передохнули, передвигаясь по асфальтированной дороге до посёлка Усть-Баргузин. Но затем их ждало самое сложное испытание – зимник на бурятской стороне озера. То есть им предстояло ехать по дороге, по которой можно передвигаться только зимой.
Валентин Засыпкин вспоминает об этом зимнике с особым чувством. Мало того что общий набор высоты составил около трёх тысяч метров над уровнем моря. На большом расстоянии не было людей – ни туристов, ни местных жителей, и от этого путь был непредсказуемым. Особенно непросто было преодолевать его в темноте, под дождём. «Последние 40 километров этого зимника невозможно было проехать на велосипедах. Пришлось тащить их на себе по валунам! – вспоминает Валентин. – Шёл дождь, было скользко. Мы то и дело переходили холодные и бурные реки. До ближайшего посёлка Кумора оставалось ещё 240 километров – частично по грейдеру, частично по асфальту. Когда добрались до Кумора, то, конечно, радовались. Это поселение находится на отшибе. Там всего 20–30 домов, и больше нигде никого нет. Нас пустили переночевать в чулан, где мы спали на каких-то досках. Зато утром хозяева напоили нас чаем, и мы душевно пообщались с ними».