Так уж легли карты, что одна из самых кровавых в этом году аварий произошла у нас сразу же после Международного дня памяти жертв ДТП. Около 10 часов утра на 76-м километре автодороги Екатеринбург – Реж водитель пассажирского микроавтобуса «ГАЗель» выехал на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулся с грузовиком. В маршрутке, которая везла призывников из Полевского на сборный пункт в Егоршино, в этот момент находилось 15 человек.
Лоб в лоб
В страшном столкновении погибли четыре человека – водитель, две сотрудницы военкомата и один из молодых людей, направлявшихся к месту сбора. Ещё 13 человек получили различные травмы и были госпитализированы в больницу Режа. Очевидцы рассказывают, что некоторых пострадавших пришлось выпиливать из груды обломков при помощи гидравлических ножниц. Из-за аварии почти на час было перекрыто движение в обе стороны. Всё это время спасатели растаскивали изуродованный транспорт на обочины и доставали раненых.
Теперь уже известно, что водитель, доставлявший призывников, – гражданский специалист, работавший по договору подряда. Он вёз ребят и сопровождавших их мам. На заснеженной трассе ему не удалось справиться с управлением, в результате чего машину и вынесло на встречку. Впрочем, все обстоятельства и причины произошедшей трагедии устанавливаются до сих пор. Возбуждено уголовное дело по статье 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлёкшее по неосторожности смерть человека).
Но уже сейчас стоит признать: такого рода ДТП в последние годы происходят в Свердловской области с пугающим постоянством.
Берегите детей
Увы, статистика в этом отношении говорит сама за себя. За 10 месяцев этого года на территории Среднего Урала было зарегистрировано 3724 ДТП. В них серьёзно пострадали почти 5 тысяч человек, а 514 уральцев распрощались с жизнью. Таким образом, можно сделать вывод, что в Свердловской области в различных дорожно-транспортных происшествиях ежедневно гибнет 1-2 человека.
К сожалению, жертвами аварий нередко становятся дети. На дорогах региона в этом году произошло 429 ДТП с участием ребятишек. 17 из них погибли и 470 получили травмы.
– Зачастую дети не могут адекватно оценивать дорожную обстановку, степень её опасности, – отмечает представитель ГУ МВД региона Татьяна Васильева. – Поведение детей, как правило, бывает непредсказуемым. Они в любой момент могут выбежать на проезжую часть, неожиданно остановиться или изменить направление движения в любую сторону. Главной же причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей является ненадлежащий контроль со стороны родителей.
Другая причина дорожно-транспортных происшествий – непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах. К сожалению, такие ДТП происходят всё чаще, и их последствия более чем печальны. За 10 месяцев этого года в Свердловской области по этой причине произошло 260 аварий, в которых погибли 9 человек.
Согласно правилам, пешеходы имеют несомненное преимущество на пешеходных переходах. Но переход проезжей части для них безопасен лишь в том случае, если водители соблюдают эти самые правила и уступают им дорогу.
Между тем неделю назад практически во всех городах и районах Свердловской области прошли акции, приуроченные к Международному дню памяти жертв ДТП. В них приняли участие школьники, студенты, родственники погибших, представители духовенства, а также все неравнодушные свердловчане. В Екатеринбурге колонна автомобилей в сопровождении патрульной машины ГИБДД проехала по наиболее аварийным улицам города.
Кстати, когда уже верстался этот номер, поступила информация, что на 300-м километре автодороги Пермь – Екатеринбург произошло очередное ДТП со смертельным исходом. Столкновение автомобиля ВАЗ-2110 и грузовой фуры привело к гибели 4 свердловчан.
Разбазаривание средств
Олег Шулин, участник межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
Качество дорог мы ещё 50 лет улучшить не сможем. Посмотрите на Екатеринбург – как здесь что-то расширять? Значит, проблема пробок остаётся, а отсюда и аварии. Пытаясь объехать пробки, водители выскакивают во дворы, на тротуары, в малолюдные улицы, жмут на газ и… сбивают кого-то. А посмотрите, какие дороги строят? Возьмем ЕКАД – дорога новая, но она морально устарела еще на стадии проекта! Очень узкая – по одной полосе в каждом направлении. Встаёшь за какой-нибудь фурой – и еле двигаешься. У человека просто нервы не выдерживают, и начинается: обгоны, выезды на встречку, аварии. ЕКАД строился для того, чтобы разгрузить город и сделать быстрый объезд вокруг него. Разрешённая скорость здесь 90 км/ч, но реально двигаться получается не быстрее 60 км/ч, и то в лучшем случае. Именно поэтому многие автомобилисты, если знают, как можно побыстрее проскочить через Екатеринбург, едут через него. Зачем я буду нарезать круги длиной 60 километров, если быстро всё равно не получится? Я считаю, это преступление – строить такие дороги. Просто разбазаривание средств.
Серьёзная проблема
Заведующий травматологическим отделением №1 детской городской больницы №9 Араик Петросян:
– Мы хорошо знаем, насколько серьёзная проблема дорожный травматизм.В этом году мы получили уже три летальных исхода, к сожалению. Выполнялись все необходимые лечебные мероприятия, но травмы были несовместимы с жизнью. И достаточно большой процент травмированных в ДТП детей получают повреждения, после которых требуется длительная реабилитация, лечение.
Что реально можно сделать? Прежде всего, все мы – взрослые – должны соблюдать необходимые меры безопасности при движении на дорогах, правила дорожного движения. Хочу обратить внимание родителей, которые, перевозя детей в автомобилях, игнорируют правила, не используют специальные кресла. До того момента, как были введены кресла, дети получали более серьёзные травмы в автомобилях при ДТП. Сегодня мы отмечаем, дети, пристёгнутые в специальных автомобильных креслах, тоже травмируются, но травмы стали гораздо менее тяжёлыми.
Гибельный процент
Каждый год на дорогах Свердловской области гибнут тысячи людей. При этом немалый процент смертей происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна. Улицы уральских городов напоминают полосу препятствий, а ездить по дорогам местные жители в шутку предлагают на танке. Так надёжнее и шансов выжить больше.
Буквально нынешним летом в Асбесте инспекторами ГИБДД была закрыта трасса, соединяющая микрорайон «101 квартал» с центром города. На такой шаг гаишники пошли из-за ужасного состояния дороги, на которой чуть ли не каждый день происходили аварии, порой – с гибелью людей. Так, в июне автомобиль из-за отсутствия ограждений рухнул с 10-метровой высоты.
Впрочем, асбест оказался далеко не единственным городом в области, где в нынешнем году закрывали дороги. В зимний период из-за огромной колейности, выбоин и заснеженности проезжей части инспекторы закрывали движение в Краснотурьинске и Артёмовском.
Отметим, что с завидной регулярностью уральцы выходят на митинги и автопробеги против плохих дорог. Например, в Нижнем Тагиле у городского цирка собиралось около тысячи автолюбителей.
Между тем не лучшим образом складывается ситуация с дорогами и в Екатеринбурге. В настоящее время, по оценкам экспертов, в уральской столице минимум 40% дорог находится в неудовлетворительном состоянии. В минувшие выходные автомобилисты также вышли на автопробег по городским улицам. Всё дело в том, что в следующем году финансирование дорожных работ в столице Урала заметно сократится. На эти цели областные власти выделяют всего 693 миллиона рублей, хотя в этом было почти 2 миллиарда. Впрочем, понять областных чиновников можно. Город не успевает осваивать все деньги, предназначенные на ремонт дорог. Поэтому сумму значительно урезали.
Начальник ГИБДД Свердловской области Юрий Дёмин:
– Одной из причин аварий в Свердловской области являются так называемые бесхозные дороги. В первом квартале 2013 года на них произошло 79 ДТП, причина каждого – неудовлетворительные дорожные условия. Основные факторы риска – отсутствие дорожной разметки, дефекты покрытия, плохое освещение, неудовлетворительное состояние обочин, неправильное применение дорожных знаков, отсутствие тротуаров или пешеходных дорожек. Что касается повышения штрафов, говорить о том, повлияли они как-то реально на аварийность или нет, ещё достаточно рано. Чтобы говорить об эффективности, нужен более глубокий анализ за более значительный промежуток. Я думаю, всё равно статистика будет в лучшую сторону меняться. Народ начинает понимать, что нарушать становится очень и очень дорого.
Ужесточать законы
Но, увы, я не знаю, как остановить этот поток смертей, как сказать людям, что беда – вот она, рядом ходит! Ты садишься за руль, и с тобой может случиться то же самое, о чем ты утром читал в Интернете. Люди почему-то думают, что умирают где-то там, далеко. Да в две секунды всё может произойти! Сегодня у нас была генеральная репетиция по «Мёртвым душам» Гоголя. Фраза оттуда – «какой русский не любит быстрой езды». Быстрой и, я бы добавил, бесшабашной, дурной езды, уносящей жизни. В Афганистане за годы войны погибло несколько десятков тысяч людей, а дороги каждый год уносят по 20 тысяч, а то и больше! Это как война какая-то, ей-богу. Как бороться? Я считаю, что ужесточать законы, повышать штрафы. По-другому с нашими людьми, увы, нельзя.
Уральский драматург Никола Коляда
Смотрите также:
- В регионе вспышка аварий с участием нетрезвых водителей →
- Ангелы ада: уральские байкеры терроризируют свердловчан →
- Неизвестная авария губернатора Свердловской области →