– То, что произошло в Москве, очень страшно. Но, если честно, меня поражает безответственность руководства в наших школах, – жалуется мама третьеклассника Артёма Галина Выскуп. – Забирала на днях ребёнка, подошла к турникету на первом этаже, улыбнулась охраннику, и он, не спросив документов, пропустил меня в здание. А если бы у меня в сумочке была бомба? Поднимаюсь на второй этаж, а мимо меня проносится толпа оголтелых подростков. Они ведь летят, никого не видят. Такое ощущение, что в школе они предоставлены сами себе, никто за ними не следит…
Бабушки на входе
Пора признать: безопасность наших детей в школах оставляет желать лучшего. Еще в прошлом году проверки, проведённые силовиками и чиновниками, показали: основной недостаток антитеррористической защищенности – слабая организация охраны и неподготовленность персонала к реальной угрозе.
Судите сами: по данным Минобразования региона, в Свердловской области сегодня работает без малого три тысячи школ. При этом только в 80% учебных заведений есть тревожные кнопки и человек на входе. При этом часть школ пользуются услугами вневедомственной охраны, а часть отдали безопасность детей в руки ЧОП.
Но надо учитывать, что во многих случаях внизу, у турникетов, сидят у нас пенсионеры, выполняющие скорее роль вахтёров. Нормальную охрану они, конечно же, обеспечить не могут, хорошо, если на тревожную кнопку вовремя нажмут. Да, на вызов приедет специальная группа обученных профессионалов, но на это потребуется минимум 5-10 минут. Что за это время произойдёт в учебном заведении – ведает один Бог.
Кстати сказать, оплачивают это удовольствие родители – из своего кармана, причём как расходуются деньги – никто не знает.
Опасная дорожка
Между тем отсутствие нормальной охраны – это далеко не единственная и не самая большая опасность, подстерегающая свердловских ребятишек в учебных заведениях. Увы и ах, но проблемы у наших детей могут возникнуть уже по дороге в школу. Отсутствие необходимых дорожных знаков и светофоров приводит к тому, что школяры ежедневно рискуют жизнью.
Особенно чревата такого рода опасностями жизнь детей в уральской глубинке. Недавно прокуратура установила, что возле 7 школ Талицкого района отсутствуют знаки «Пешеходный переход». Причём по закону обеспечить автодороги дорожными знаками и светофорами обязаны местные власти.
Сами по себе
Впрочем, внутри школ дети также нередко предоставлены сами себе. В конце прошлого года ученик одной из школ Екатеринбурга притащил и буквально на уроке взорвал самодельную дымовую шашку! По счастью, никто не пострадал, но далеко не все случаи «недосмотра» заканчиваются настолько благополучно.
Как рассказали «АиФ-Урал» в региональном следственном комитете, в ноябре прошлого года было возбуждено уголовное дело о халатности. Восьмилетний мальчик вместе с классом спускался после последнего урока по лестнице с четвёртого этажа. Неожиданно он, облокотившись о перила, под тяжестью рюкзака полетел в лестничный пролёт. Школьник получил травму головы и груди, был доставлен в реанимацию, но жизнь ребёнка спасти не удалось.
В шапках и валенках
Как рассказала директор школы №16 Ольга Неволина, температуру воды никак не удается нагреть выше 55 градусов, хотя по нормативам положено 90. Средняя температура в классах – всего 12 градусов. «Из-за холода в помещениях нам пришлось сократить уроки до 35 минут, – говорит руководитель. – Мы разрешаем детям сидеть в свитерах, тёплых спортивных штанах, куртках и валенках».
Прибавьте к этому «террористов», «минирующих» учебные заведения по телефону, необустроенные спортивные площадки перед школами, многочисленные случаи отравлений в школьных столовых. Всё это и многое другое говорит о том, что наши дети даже в стенах школ подвергаются серьёзной опасности.
Личная ответственность
– Сегодня школа становится объектом, который может нести большие риски и опасности.
Когда мы инспектировали безопасность площадок, то проехали много школ. Попутно столкнулись с другой проблемой, когда два здоровых мужика ходят по территории образовательного учреждения и что-то фотографируют. Хоть бы кто-нибудь вышел и спросил, что они делают! Это же вопрос антитеррористической безопасности! Понятно, что учительница русского языка не побежит выяснять отношения с неизвестными, но на этот счёт должны быть очень чёткие инструкции.
На мой взгляд, в Екатеринбурге в плане безопасности все выглядит более-менее прилично, а вот на периферии – оставляет желать лучшего. В лучшем случае в школе здесь сидит бабушка-вахтёр, в худшем – кто-то приходящий-уходящий. В своё время родители очень сильно критиковали нас за установку турникетов, но жизнь показала, что сделано это было не зря. Что касается тревожных кнопок, то они есть практически везде. Но опять же, когда мы объезжали школы, я задавал вопрос: а вы пробовали её в действии, знаете, как она действует? Оказалось, что знают в 50 % случаев. Но ведь это не праздный вопрос! Необходимо чётко знать, сколько времени пройдёт до приезда специалистов.
Еще один момент – это социально-психологическая атмосфера в школах. Депутаты Госудмы предложили провести аттестацию психологов. Молодцы, конечно, но только живут они, судя по всему, в границах Садового Кольца. Надо ставить вопрос: а есть ли вообще психологи в школах? А потом уже их подготовку обсуждать.
Беду легче предупредить
Охрану образовательных учреждений, конечно же, должны осуществлять профессионалы, которые в случае возникновения внештатной ситуации смогут правильно среагировать, принять быстрые меры, адекватно оценить ситуацию.
К сожалению, пока не во всех школах мы видим подобное. Хотя к этому необходимо стремиться.
Педагоги должны проводить профилактические беседы с детьми, объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо. Ведь беду легче предупредить, чем потом с ней бороться. Хотя, конечно, от несчастий никто не застрахован.
Я бы не стал утверждать, что в наших школах царит «вакханалия». Если где-то и случаются ЧП, то это единичные случаи. За всеми учениками не уследишь, даже если к каждому поставить по охраннику и выделить по психологу. На первый план должны выходить разъяснительные беседы. Психологи, конечно же, не помешают, но вспомните себя в школе: вы часто ходили к психологу, и он вообще у вас был?
Комментарии:
– Все участки дорог, прилегающие к образовательным учреждениям, находятся на контроле Госавтоинспекции. Согласно требованиям, они обязательно должны быть оборудованы пешеходными переходами и знаками «Пешеходный переход». Если есть необходимость, то устанавливаются регулируемые пешеходные переходы. Это делается после комплексной оценки, когда просчитывается интенсивность движения транспорта и пешеходов. По вопросам установки знаков и переходов мы рекомендуем обращаться в администрации муниципалитетов. Они занимаются непосредственно установкой, а мы – контролируем исполнение. Если дорожный знак упал или был повреждён – это также сфера ответственности муниципалитетов.
Ещё одно обязательное требование ГИБДД – обязательное ограждение школ, чтобы автомобили не могли заезжать на их территорию. На воротах учебных заведений должны быть знаки, ограничивающие движение транспорта.
Евгений Жабреев, президент «Уральского родительского комитета»:
Отдельного разговора заслуживает питание. Тендеры выигрывают одни и те же фирмы. В результате нередки отравления детей. Мы сами проводили проверки в школах и нашли массу нарушений: мясо в холодильниках лежало без маркировки и наименования поставщика. Таких поставщиков продуктов необходимо наказывать и заводить на них уголовные дела.
Кроме того, в школах не стало штатных психологов. С детьми не ведётся соответствующая работа. Неуравновешенных детей все больше. Количество хулиганов возрастает. Они совершают нападения на учеников младших классов. Проносят в школы наркотики. На эти факты часто просто закрывают глаза.
Пищеблок – горячая точка
Острые кишечные инфекции «нападают» на детей в организованных коллективах с незавидной регулярностью. В прошлом году на Среднем Урале было зарегистрировано семь случаев массовых заболеваний.
Пищеблоки образовательных учреждений Свердловской области сегодня – это что-то вроде минного поля. Родители, медики, специалисты надзорных ведомств в постоянном напряжении – «рванёт» или пронесет. Ожидание неприятностей оправданно: массовые заболевания школьников в регионе случаются слишком часто.
Еще несколько лет назад острые кишечные инфекции «посещали» школы благодаря изношенному оборудованию пищеблоков. Сегодня эта причина снята с повестки дня – в области проведена серьёзная работа по оснащению школьных столовых новым и современным оборудованием. Остался пресловутый человеческий фактор: сотрудники пищеблоков хронически не соблюдают санитарные нормы.
Сегодня же питанием школьников нередко занимаются практически случайные люди. Бизнес-структуры выигрывают конкурсы по организации питания в образовательных учреждениях благодаря одному критерию – цене вопроса. Опыт, квалификация сотрудников в расчёт не идут.
Кроме того, региональный Роспотребнадзор ратует за снятие ограничений кратности плановых и внеплановых проверок на эпидемиологически значимых объектах (в школьных столовых в том числе). Жёсткий контроль в данном случае – один из способов держать тех, кто занимается организацией питания детей, в тонусе. В противном случае безответственное отношение к здоровью школьников не пресечь.
Яркий пример тому прошлогодняя история в Нижнем Тагиле. После того как в школе №6 было зарегистрировано девять случаев заболевания пищевой токсикоинфекцией, а на пищеблоке были зафиксированы множественные нарушения требований санитарного законодательства, санитарные врачи решили проверить другие образовательные учреждения, находящиеся под «опекой» этого же комбината питания. Нетрудно догадаться, что там они выявили всё то же пренебрежение санитарными нормами и правилами.