Такая недоступная «среда доступная»

Через две недели на Паралимпийских играх в Сочи будет выступать целая плеяда известных свердловских спортсменов. Они сумели доказать себе и всем, что тяжёлый недуг не может явиться препятствием для полноценной жизни и высоких результатов. Жаль только, что свои достижения они совершают не благодаря усилиям и помощи властей и государства, а вопреки им…

   
   

Хоть из дома не выходи

Проблемы уральских инвалидов начинаются уже в их собственных квартирах и подъездах, из которых многие попросту не могут выбраться. Сейчас, при возведении новых домов, строители учитывают необходимую ширину проёмов дверей, габариты лифтов, наличие пандусов. Однако в отношении старых зданий, которые строились много лет назад, эта проблема почти не решаема.

Но основные сложности для инвалидов начинаются на улице. Трудности вызывает даже обычный переход проезжей части. Бордюры, размер которых составляет 4 и более сантиметров, для колясочников непреодолимы. Пандусы есть менее чем у половины социальных и культурных учреждений Среднего Урала. И потом сам факт их сооружения ещё не гарантирует, что человек попадёт в здание. Многие сделаны для галочки – слишком узки. А о покупке низкопольного транспорта власти озаботились лишь недавно, на данный момент его в регионе фактически нет.

Кстати
Недавно в разговоре с общественником из Нижнего Тагила Егором Бычковым автор книги «История болезни», знаменитая Ирина Ясина сказала: «Хватит называть нас «людьми с ограниченными возможностями». Называйте просто «инвалид». Какие проблемы-то? Можно подумать, у кого-то из вас, здоровых, неограниченные возможности. Может, летать умеете?».
– Многие люди, потеряв возможность передвигаться самостоятельно, попросту не выходят из дома, – говорит инвалид детства Евгения Коростелёва. – Но я понимаю, что это – путь к деградации, и, чего бы мне это ни стоило, стараюсь посещать музеи, театры, просто бывать на улице. Но для многих – это преодоление. Преодоление не только физическое, но зачастую и психологическое. Многие смотрят на нас как на людей второго сорта…

Роскошь общения

Как отмечает уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, у людей с ограниченными возможностями на Среднем Урале существует три главных проблемы. Во-первых, это квартирный вопрос людей с психическими заболеваниями. Не секрет, что зачастую родственники стараются от них избавиться, а жильё сдают в аренду. Во-вторых, немало вопросов возникает по поводу доступной среды. И в-третьих, людям важно иметь возможность общаться. И тут огромную помощь оказывают общественные организации.

Отдельная проблема – работа. Вообще-то в регионе квота для трудоустройства инвалидов в организациях с численностью работников более 100 человек определена в размере 3%. Однако это правило зачастую не действует. Работодатели не рады инвалиду – в нём видят обузу. Кроме того, хозяева как огня боятся инвалидов, чьё заболевание связано с различными психическими расстройствами…

Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

«Колясочный» вопрос

В январе правительство Свердловской области утвердило проект программы «Доступная среда» на два ближайших года.

   
   

Министр социальной политики Свердловской области Андрей Владимирович Злоказов:

– Мероприятия программы рассчитаны на обеспечение доступности пассажирского транспорта, создание нормальных условий для инвалидов-колясочников, повышение квалификации специалистов, занятых в системе реабилитации инвалидов…

Впрочем, что греха таить, многие необходимые услуги, положенные людям по закону, до них попросту не доходят. Причём обделёнными оказываются не только взрослые, но и дети.

Как сообщили «АиФ-Урал» в пресс-службе ведомства, на Среднем Урале более 17,6 тысячи детей-инвалидов, нуждающихся в особой защите государства. Однако Свердловское отделение Фонда социального страхования РФ не исполняет должным образом свои обязанности. Так, более 9 месяцев специалисты организации игнорировали обращение отца пятилетней девочки из Серова, страдающей детским церебральным параличом, о предоставлении ей прогулочного кресла-коляски. Необходимое устройство было предоставлено ребёнку только после вмешательства надзорного органа. Кроме этого, с фонда взыскали моральный ущерб в размере 15 тысяч рублей. Но следует помнить, что таких нуждающихся на Среднем Урале – десятки.

Преодолели себя

Свердловская область один из ведущих регионов по развитию паралимпийского движения в стране. Что уж говорить, если из тридцати трёх наград, завоеванных российской сборной на Паралимпиаде-2010 в Ванкувере, десять – на счету уральцев. Эти люди смогли преодолеть себя и доказать всему миру, что они ничем не отличаются от обычных людей. Их не сломила жизнь, они не впали в уныние.

Одной из главных героинь последних Паралимпийских игр стала именно уралочка – Анна Бурмистрова. Она выиграла две награды высшей пробы в канадском Ванкувере. Победила как в биатлоне, так и в лыжных гонках. Всего же в копилке Бурмистровой на Паралимпиадах 7 наград разных достоинств! Подобная россыпь медалей есть у единиц паралимпийцев во всем мире.

Причём многие виктории уральских спортсменов были одержаны не благодаря, а вопреки. Та же Бурмистрова после игр признавалась, что тренироваться ей приходилось практически в нечеловеческих условиях – на разрушающейся лыжной базе в родном Краснотурьинске.

Бурмистрова не раз финишировала с флагом в руках. Фото: www.ekburg.ru

Лишь после её успеха власти открыли на севере области новую лыжную базу. Спортивное сооружение было передано в управление детской спортивной школе олимпийского резерва, где Анна Бурмистрова училась и совершенствовала свое мастерство.

Еще один герой-паралимпиец Свердловской области горнолыжник Александр Федорук. Он с детства практически ничего не видит, однако умудряется не только работать на заводе в родной Ревде, но и ездить на соревнования со своим наставником.

Однажды Федорук на соревнованиях упал и порвал связки на ноге. Другой бы бросил спорт, однако Александр не из таких. Он смог не только восстановиться, но и набрать необходимое количество очков для выступлений на родной сочинской Паралимпиаде.

Отметим, что на игры в Сочи на домашнюю Паралимпиаду наш регион отправляет очередной мощный десант – 8 атлетов. Это лыжницы и биатлонистки Алёна Кауфман, Михалина Лысова и Анна Миленина, чемпионы мира 2012 года по кёрлингу на колясках Андрей Смирнов и Оксана Слесаренко, горнолыжник Александр Федорук. Двое свердловчан – Артём Загородских и Алексей Иванов – едут на Паралимпиаду ведущими в соревнованиях для слабовидящих.

Мнение власти

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

– В повседневной жизни для людей с ограниченными возможностями очень важно простое человеческое участие, внимательное отношение каждого из нас. Для нас такая малость: уступить место в транспорте, помочь человеку на коляске подняться в магазин, не занимать специально предназначенные для инвалидов места на парковке, помочь перейти через дорогу слабовидящему человеку. А для инвалидов – это ежедневные трудности, которые приходится преодолевать. И наша помощь даёт им уверенность в своих силах и чувство защищённости и комфорта.

Улучшений мало

Марина Муфферт, сестра солдата Андрея Сычёва, ставшего инвалидом после службы в армии:

– Неудобства инвалидов связаны не только с инфраструктурой, но и с менталитетом жителей нашего города. Когда я приезжаю в Пермь, там даже трамваи оборудованы для инвалидов! У нас же ни одного подобного трамвая я не видела. Там люди с ограниченными возможностями свободно перемещаются по улицам, никто не тычет в них пальцем. А у нас до последнего времени было так: я иду с Андреем, а люди оборачиваются и громко комментируют.

Сегодня у Андрея жизнь протекает тихо и спокойно. Брат и мама продали квартиру в Екатеринбурге и переехали в деревню в Сысертском районе, где купили дом – подальше от неприятных взглядов и сложностей, с которыми они сталкивались в городе. В столице Урала доходило до того, что отдельные автомобилисты ставили свои машины рядом с подъездом так, что загораживали пандус, по которому Андрей съезжал. И подобных случаев было очень много!

Конечно, кое-какие улучшения в городе есть. Но, к сожалению, их очень мало. У инвалидов нет возможности элементарно сходить в магазин у дома и купить продукты. Единственный вариант – поехать в торговый центр. А если автомобиля нет, то сталкиваешься с очередной проблемой – вызов социального такси. Очень большие очереди! Инвалид за несколько дней должен делать заказ, чтобы его свозили.

Поддержки нет

Елена Леонтьева, руководитель организации инвалидов-колясочников «Свободное движение»:

– Если быть честной, то, к сожалению, на сегодняшний день люди, которые плохо видят или ездят на коляске, не имеют возможности работать и развиваться в нашей стране. В инвалидах, даже в кандидатах наук, не видят высокопрофессиональных работников, они не востребованы сегодня.

Хорошо, что спорт им такую возможность сегодня даёт. Сам по себе спорт – это средство общения и реабилитации и социализации, хороший стимул для тех, кто ограничен. Кроме того, спортсменам-паралимпийцам сегодня платят такие же деньги, как прочим спортсменам. У них есть возможность выезжать за границу, участвовать в чемпионатах мира и Европы. Естественно, они бьются за то, чтобы попасть на олимпиаду. Это, по сути, единственный шанс для них заработать хорошие деньги и поддержать честь страны. С помощью спорта они становятся полноценными членами общества.

И всё же наши спортсмены-паралимпийцы сегодня побеждают «не благодаря, а вопреки». Если в одних регионах создают условия, строят спортивные комплексы, как, например, в Ханты-Мансийске, то в Свердловской области и в Екатеринбурге в частности до сих пор нет спортивного ледового комплекса, оборудованного для инвалидов. Спортсменам тренироваться просто негде! Наши паралимпийцы-кёрлингисты вынуждены ездить на тренировки в Челябинск. И если паралимпийцам поездки и тренировки оплачиваются, то все остальные вынуждены оплачивать их из собственного кармана. Я считаю, что в нашем регионе большой поддержки спортсменов нет.

Революция не нужна

Александр Вакин, председатель общественной организации инвалидов «Иди со мной»:

Сегодня у людей с дополнительными потребностями (я предпочитаю это определение инвалидов) три главные беды: формализм со стороны власти, разобщённость общественных организаций и инертность.

Революционными мерами проблему не решить. Это длительный процесс, требующий силы духа как общества в целом, так и инвалидов.

Да, сегодня нам многое недоступно, не приспособлено под наши потребности, мы постоянно натыкаемся на какие-то преграды. Но иждивенческая позиция «я слабый, вы должны мне дать» – тоже преграда. К счастью, есть люди, которые находят, как себя реализовать вопреки всему. Сегодня как никогда нужны те, кто хочет изменить свою жизнь, хочет проявить себя, кто способен показать обществу, что может быть интересен и полезен.

А общественные организации могли бы стать посредниками между властью всех уровней и инвалидами. Но пока, увы, они не сила. Потому что не на одно большое дело работают, а замыкаются на узких, местечковых интересах.