Проверка на прочность. Дороги на Урале начали укладывать по 3D-технологии

Автор фото: Алексей Заякин / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Специально к чемпионату мира по футболу 2018 года в нашем регионе дорожное полотно будет укладываться по новой технологии 3D-проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений. Новейшие разработки в разы сократят расходы на стройматериалы, ну и главное – повысят качество дорог, что приведет к снижению аварийности. Кроме того, это освободит от большегрузного транспорта уральскую столицу в преддверии чемпионата мира по футболу.

   
   

Сложный рельеф

В Свердловской области одними из первых в стране стали укладывать дороги по новой технологии – с использованием 3D-проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений. Впервые данную новинку использовали ещё в прошлом году при строительстве трассы Исеть – Сагра. В этом же начавшемся сезоне её активно будут внедрять на Екатеринбургской кольцевой автодороге, где в текущем году планируется уложить 5 км нового асфальта.

Строительство первого участка Екатеринбургской кольцевой автодороги протяженностью 94 километра сегодня одна из ключевых задач властей региона. Дело в том, что до проведения чемпионата мира по футболу 2018 года необходимо по возможности максимально разгрузить городские улицы от транзитного автотранспорта, который вынужден заезжать порой без надобности в мегаполис, изрядно разрушая дороги и создавая заторы.

Работы на кольцевой автодороге в самом разгаре. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Алексей Заякин

– На данном участке Екатеринбургской кольцевой автодороги очень сложный рельеф местности – болота и горы, что существенно затрудняет процесс строительства, – рассказывает заместитель начальника свердловского Управления автодорог Владимир Гончаров. – 3D-проектирование автомобильных дорог облегчит нашу задачу. Соответствующее оборудование уже закуплено. Оно без проблем монтируется на бульдозеры и грейдеры. Сейчас, правда, лежит на складе, но уже в мае будет установлено на технике. Наша основная задача – к чемпионату мира по футболу проложить дорогу до Полевского. Грузовому транспорту, следующему в Челябинск, уже не нужно будет заезжать в Екатеринбург. Подрядчик обещает закончить все работы в течение трех лет. Деньги на строительство - а это 3,7 млрд рублей - выделены из дорожного фонда области.

Трехмерное пространство

Вопрос строительства и укладки свердловских дорог по новой технологии сегодня активно обсуждается учеными из научно-исследовательского центра, специально созданного при Уральском отделении Гипродорнии. Специалисты считают, что применение этой технологии позволит не только обеспечить высокое качество дорожного полотна, его долговечность, безопасность передвижения автотранспорта, но и экономию средств и стройматериалов при строительстве новых трасс.

– Я бы попросил нашу технологию 3D ни в коем случае не сравнивать с той, что используется в кинотеатрах, – предупреждает главный технолог генерального подрядчика, организации «Трест Уралтрансспецстрой» Евгений Моор. – Здесь мало общего. У нас используется набор трех компонентов – базовой станции, роллера и системы оборудования для грейдера. В ручном режиме грейдеристу сегодня очень сложно удержать отклонения по высоте при строительстве в пределах 5 сантиметров. С новейшим 3D-оборудованием за него это делает техника. В результате не только растет производительность труда, но и налицо существенная экономия материала и ГСМ.

Преимущества системы 3D видны невооруженным глазом. Спутниковая система использует данные получаемые со спутников GPS и ГЛОНАСС, покрывающих всю территорию страны. За счет использования технологии обеспечивается точность выполнения работ в пределах 1-2 см.

   
   
Сергей Кривошеев Проекты нашей организации всегда выполняются в трехмерном пространстве. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Алексей Заякин

– Чтобы применение такой технологии стало возможным, необходимо на стадии строительства создать 3D-модель местности и проектной поверхности, параметры которой будет соблюдать специальное оборудование, – говорит заместитель директора по производству научно-исследовательского центра «Гипродорнии» Сергей Кривошеев. – Проекты нашей организации всегда выполняются в трехмерном пространстве. Началом служит топографическая съемка и дистанционное зондирование Земли, результатом инженерных изысканий станет трехмерная цифровая модель местности.

Справка

Метод 3D так назван потому, что в его основе лежит заранее подготовленная цифровая модель проекта, которая загружается в компьютер. Инженер при помощи вспомогательных приборов осуществляет привязку действительного положения машины к цифровому плану по известным координатам X, Y и Z. В результате на дисплее появляется трехмерное изображение укладчика, расположенное относительно цифрового проекта будущей трассы в точности так же, как настоящий укладчик расположен относительно заливаемого полотна. Оператор просто ведет машину по «цифровой» траектории.

Строители используют новейшее оборудование в своей работе. Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал» / Автор фото: Алексей Заякин

Смотрите также: