Леонид Быков: «Любовь к Родине проверяется испытаниями»

Победа, Гагарин и русская литература - то, чем мы будем гордиться всегда. © / коллаж Ульяновой Юлии / Из личного архива редакции «АиФ-Урал»

Однако будет ли от действий чиновников положительный эффект – большой вопрос. Об этой проблеме мы побеседовали с известным уральским литературоведом и критиком, профессором УрФУ Леонидом Быковым.

   
   

Гордиться настоящим

Алексей Смирнов, АиФ-Урал: Леонид Петрович, нынешний патриотический подъём возник не на пустом месте. Он внушает оптимизм и веру в будущее?

Леонид Быков: Человеку свойственно любить свой дом, свою страну, свою землю. Патриотизм – чувство очень естественное. Но любовь к Родине проверяется испытаниями и свершениями – просто гордиться тем, что ты русский, наивно.

Мы, конечно же, гордимся, что в космос первым полетел Юрий Гагарин, что наш вклад в Победу над фашизмом был максимален. Но это – наше прошлое. Крайне важно, чтобы у нас были основания гордиться нашим настоящим. Этот год ознаменовался успехами на Олимпиаде и геополитической удачей, связанной с возвращением Крыма. Понятно воодушевление людей, ещё, по-моему, не задумывающихся о цене этих побед…

– Сейчас педагоги стараются объяснить детям, почему так важно было вернуть Крым. При этом учителя сталкиваются с массой трудностей…

– Трудно не только учителям, думаю, что сложности испытывает даже президент, когда беседует об этом со страной. Что вполне понятно: вживление ампутированной конечности – процесс болезненный и долгий. И не надо думать, что всё решится само собой. Проблемы будут большие, причём в ближайшие годы. Ведь существуем-то не в безвоздушном пространстве, а жить за «железным занавесом» уже пробовали.

Нет своей позиции

– Вы каждый день общаетесь со студентами. Как вам современная молодёжь?

   
   

– Наши студенты выглядят пассивнее наших пенсионеров. Конечно, культурный уровень различен, но, мне кажется, у большинства атрофировано то, что прежде называлось гражданской позицией. Вспоминаю поэтов и писателей начала прошлого века. Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин – уж на что далёкие от политики люди, но даже они исключались из университетов за участие в студенческих волнениях. Нынешняя молодёжь в политическом и общественном отношении весьма аморфна. Может быть, это связано с чувством самосохранения. Но оно меня не радует…

– Вам не кажется, что литература в последнее время растеряла своё былое влияние?

– Главное, что наша страна дала миру, это литература. Русская словесность, Гагарин и наш флаг над рейхстагом – этим, повторю, можно гордиться всегда. Советская власть приучила нас к тому, что литература – дело государственное. Телевидения не было, и печатное слово было мощным средством воспитания. Но приоритеты изменились. Думаю, что власти совершили непростительную ошибку, когда свели литературу к чему-то факультативному. Весь воспитательный момент был дезавуирован, ЕГЭ превратило литературу в «угадайку». Сегодня чиновники, кажется, одумались, хотя и десять лет назад было очевидно, что была сделана глупость.

Запрещать нельзя

– В последнее время власти энергично взялись контролировать сферу культуры. Как думаете, запреты дадут положительный эффект?

– Язык – живое явление, и процессы, в нём происходящие, регламентировать трудно, а то и бесполезно. Можно создавать определённые условия, но запретами ничего не добиться – ни в языке, ни в культуре. Власть же постоянно стремится всё решить поворотом ключа, нажатием выключателя. Ей кажется, что таким образом явление исчезнет. А выходит с точностью до наоборот: запретное ещё сильнее манит.

– Что же делать?

– И с матом, и с прочим негативом надо бороться не штрафами, не закрытием изданий и страничек в соцсетях. Нужно повышать общую культуру людей. Работа медленная, гомеопатически сложная, но иначе такие недуги не лечатся.

Вот наших Прокрустов от политики и культуры беспокоят некоторые фильмы, им кажется, что в них показаны не те стороны жизни, звучат не те слова. Ну так не ходите на такие фильмы! Пусть критика даёт им соответствующую оценку. Но ни в коем случае нельзя запрещать. У меня ощущение, что часто люди, которые оказываются у рычагов власти, к этой ответственности не подготовлены. Проблема в том, что у нас нарушена обратная связь. Власть попросту не слышит тех, на кого обращены её решения. Это не способствует и авторитету самой власти. Принимаются скоропалительные законы, а в результате плохо всем. Чехов как-то заметил: «Старание без понятия – вред». Действия наших чиновников побуждают постоянно вспоминать эти его слова.

Третья столица

– На региональном уровне много говорят об уральской литературе.

– На мой взгляд, «уральской литературы» не существует. Но есть самобытная и интересная русская литература Урала. Платонов когда-то сказал: «Каждая область может обеспечивать себя картофелем и прочими овощами, но не нуждается в областных прозаиках и поэтах». У нас в регионе и Екатеринбурге, к счастью, немало авторов, которые достойно представляют современную отечественную словесность.

– Можете назвать конкретные имена?

– Игорь Сахновский, Анна Матвеева, Алексей Иванов, Юлия Кокошко, Майя Никулина, Юрий Казарин, Андрей Расторгуев, Николай Коляда, Сергей Беляков, Василий Сигарев… И готов продолжить. Думаю, на литературной карте России мы достойны титула третьей столицы. Не зря Татьяна Толстая, говоря о литературе наших лет, заметила: «Солнце восходит на Урале». А она не часто балует коллег комплиментами.

Смотрите также: