На Урале наращивают производство инновационных вагонов

С августа текущего года вступает в силу новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», в соответствии с которым существенно повысятся требования к надежности и безопасности вагонов для продления их срока службы. Производители ожидают, что собственники откажутся от старых вагонов в пользу новых и современных, увеличив тем самым долю инновационных вагонов в своем парке в два-три раза.

   
   

Корпорация «Уралвагонзавод» уже несколько лет работает над производством вагонов, имеющих увеличенную грузоподъемность и межремонтный пробег. О планах по выпуску инновационных вагонов и перспективах этой продукции на мировом рынке заместитель генерального директора по железнодорожной технике ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский рассказал в интервью агентству «Интерфакс-Урал». Сегодня мы публикуем отрывки из этого интервью.

В чем измерить инновационность?

– Андрей Александрович, какие компании сегодня производят инновационные вагоны?

– В первую очередь я бы хотел отметить, что четкого и признанного всеми участниками железнодорожного рынка понимания, что означает термин «инновационный вагон», в настоящее время нет. Мы в корпорации «Уралвагонзавод» инновационными считаем только те вагоны, которые по своим техническим и эксплуатационным параметрам существенно превосходят существующие аналоги на тележках модели 18-100. Ключевыми критериями инновационности для нас являются увеличенная грузоподъемность и межремонтный пробег.

В прошлом году НП Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) совместно с Объединением вагоностроителей (ОВС) были сформулированы 8 критериев инновационности. Помимо повышенной грузоподъемности и пробега к критериям также были отнесены несколько специализированных коэффициентов, отражающих воздействие вагона на путь.

Даная совместная работа ОПЖТ и ОВС носила декларативный характер и не была официально «легализована» в виде какого-либо нормативного акта федерального уровня.

Новые вагоны служат в среднем на 10 лет больше. Фото: Фото предоставлено пресс-службой Уралвагонзавода

Во многом подход ОПЖТ и ОВС был поддержан Минпромторгом РФ, инициировавшим подготовку постановления правительства №41 от 20 января 2014 года по стимулированию спроса на вагоны с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом. При покупке таких вагонов российские транспортные компании получают субсидию из федерального бюджета в форме частичной компенсации лизинговых платежей.

   
   

Поэтому если инновационными считать вагоны с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом, то помимо «Уралвагонзавода» такие вагоны разработаны еще на трех российских предприятиях – «Тихвинском вагоностроительном заводе», «Алтайвагоне» и «Промтрактор-Вагоне».

Еще одной очень важной формой стимулирования спроса на грузовые вагоны является получение скидки на железнодорожный тариф при эксплуатации вагонов.

Важно отметить, что в данном случае разработка всех нормативных документов осуществляется ОАО «РЖД» и дочерним научным институтом – ОАО «ВНИИЖТ», которое единолично осуществляет расчет величины скидки.

В настоящее время тарифные преференции ОАО «РЖД» распространяются только на вагоны Тихвинского завода.

Ждать осталось недолго

– Когда вагоны, производимые корпорацией «Уралвагонзавод», будут признаны инновационными?

– Корпорация «Уралвагонзавод» уже более полутора лет ведет работу с ОАО «ВНИИЖТ» для получения скидки к железнодорожному тарифу на наш полувагон модели 12-196-01. Формально у нас уже есть положительное заключение ОАО «ВНИИЖТ» о признании нашего полувагона 12-196-01 инновационным. Руководство института это неоднократно подтверждало, в том числе на совещании у заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова.

Однако мы до сих пор не можем прийти к единому мнению о величине скидки к железнодорожным тарифам, которая может быть получена при эксплуатации полувагонов модели 12-196-01.

В настоящее время не прекращаются переговоры между специалистами корпорации Уралвагонзавод, ВНИИЖТа, РЖД, федеральных органов исполнительной власти.

У меня нет сомнений, что уже в самое ближайшее время будет достигнут разумный компромисс, и российские транспортные компании смогут эксплуатировать полувагоны 12-196-01 и другие модели вагонов, выпускаемые нашей корпорацией на наиболее выгодных тарифных условиях.

От нефти до минералов

– В чем заключается инновационность вагонов и для чего они нужны?

– Хочу отметить, что корпорация «Уралвагонзавод» первой на постсоветском пространстве приступила к серийному производству вагонов нового поколения. С 2008 года мы изготавливаем полувагон модели 12-196-01, грузоподъемность которого увеличена по сравнению с обычным полувагонов с 69,5 до 75 тонн, а пробег до первого деповского ремонта – с 210 тыс. км до 500 тыс. км.

За прошедшие годы мы поставили на сеть железных дорог уже более 4 тыс. таких полувагонов. Со второй половины 2014 года мы выводим на рынок модификацию полувагона с увеличенным объемом кузова и не имеющую аналогов на постсоветском пространстве цистерну для нефтепродуктов с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом.

Договоры о поставке инновационной продукции уже заключаются. Фото: Фото предоставлено пресс-службой Уралвагонзавода

Накопленный за эти годы опыт эксплуатации свидетельствует, что для потребителя наши вагоны дают возможность перевозить больше грузов с меньшими затратами. Кроме того, срок службы таких вагонов в среднем на 10 лет больше, чем у обычных вагонов, что позволяет собственникам генерировать дополнительную прибыль от эксплуатации вагонов.

– Расскажите, в каких объемах выпускаются полувагоны модели 12-196-01?

– По итогам 2013 года мы выпустили 2,1 тыс. полувагонов модели 12-196-01. В 2014 году мы постепенно увеличиваем производственные мощности. В настоящее время выпускаем по 300 таких полувагонов в месяц. К концу года рассчитываем нарастить выпуск до 800-1000 полувагонов в месяц. Суммарный объем выпуска по итогам 2014 года, таким образом, может составить до 7 тыс. инновационных полувагонов. В среднесрочной перспективе мы рассчитываем, что на долю инновационных вагонов всех видов будет приходиться до 50% нашей производственной программы.

Справка
Корпорация «Уралвагонзавод» – интегрированная структура, которая объединяет более 30 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. На протяжении многих лет считается лидером в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении. Включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, которые позволяют обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Среди генеральных партнеров корпорации – крупнейшие отечественные перевозочные компании.
Росту объемов выпуска инновационных вагонов будет способствовать расширение модельного ряда. На базе хорошо зарекомендовавшей себя тележки с увеличенной нагрузкой на ось мы запускаем в серийное производство цистерну для нефтепродуктов и хоппер-минераловоз.

Утилизировать – выгоднее

– Какова в целом потребность российского и международного рынков в такой продукции?

По итогам первых четырех месяцев (с начала 2014 года – ИФ) на долю инновационных вагонов приходится около 15% от общего объема выпуска грузовых вагонов на «Пространстве 1520». К 2015 году мы рассчитываем, что доля таких вагонов увеличится до 40-50%, что будет составлять не менее 30-35 тыс. инновационных вагонов в год всех модификаций.

– Сколько старых вагонов еще ездит по дорогам? Что делать со старым парком?

– Общий парк вагонов, эксплуатируемых российскими сособственниками, в 2014 году превысил 1,2 млн единиц, из которых более чем у четверти превышен нормативный срок службы.

Эксплуатация таких вагонов осуществляется на основе процедуры продления срока службы. С августа 2014 года в действие вступает новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», в соответствие с которым существенно повысятся требования к надежности и безопасности вагонов для продления их срока службы.

Я уверен, что жесткие требования нового технического регламента будут способствовать тому, что для многих собственников станет выгоднее утилизировать вагоны и купить новые с использованием всех имеющихся форм государственных субсидий.