На Среднем Урале не хватает хороших технарей и инженеров

Эта приёмная кампания ознаменовалась увеличением количества бюджетных мест, но только по ряду специальностей. Цены за платное обучение, увы, выросли.

   
   

Поближе к деньгам

– Не понимаю я современную молодёжь, – делится наш постоянный читатель из Екатеринбурга Максим Заварзин. – Уральские заводы поднимаются с колен, худо-бедно, но наш край снова становится центром всей российской промышленности. А вчерашние школьники, вместо того чтобы получить нормальную профессию, идут в «бизнесмены», юристы и бухгалтеры. Поближе к деньгам, подальше от станка и живого дела. Но их уже сейчас как собак нерезаных! А будет ещё больше. Но главное, что на одной торговле мы хорошую жизнь никогда не построим. Потому что купить и перепродать – это одно, а создать что-то собственным трудом – совсем другое…

Между тем ещё несколько лет назад в Свердловской области говорили о том, что в регионе стало чересчур много дипломированных юристов и экономистов. Теперь речь идёт о том, что у нас вообще слишком много гуманитариев. При том, что на фабриках и заводах остро не хватает рабочих рук и инженеров, юноши и девушки не слишком-то стремятся к технике, предпочитая литературу, философию, искусство и т.д. При этом, несмотря на превалирование гуманитариев, в школах не хватает учителей русского языка и литературы. А из тех, кто оканчивает агровузы, только 6,6% трудоустраиваются на сельхозпредприятиях. О нехватке рабочих рук и инженеров мы уже говорили неоднократно.

Цены «гуляют»

Тем не менее высшее образование было и остаётся очень востребовано молодыми уральцами. В одном из опросов именно с получением вузовского диплома связывают своё дальнейшее благополучие 83% свердловчан. До 3/4 уральских абитуриентов уже подали документы. До 25 июля у них есть возможность перекинуть данные на специальность, где баллы ниже, и у претендента будет больше шансов поступить на обучение за счёт государства.

Приятной тенденцией этой приёмной кампании стало то, что в целом ряде уральских вузов в кои-то веки увеличилось количество бюджетных мест. Правда, ненамного (на 3-5%), и коснулось это в основном определённых технических специальностей и «заочки». Но факт остаётся фактом: на металлургических и механических факультетах большее количество ребят и девушек смогут учиться бесплатно.

Между тем плата за обучение в большинстве университетов и академий также поднялась на 10-15%. Если брать в среднем, то год обучения в Екатеринбурге обойдётся молодому человеку (ну, или его родителям) в 100 тысяч рублей. Это, конечно, печально. Хотя всё познаётся в сравнении: в МГУ год обучения обойдётся в среднем в 350 тысяч рублей.

Средний Урал: учиться - всегда пригодится. Фото: «АиФ-Урал» / Коллаж Юлии Ульяновой

Впрочем, цены сильно разнятся – в зависимости от вуза и выбранной специальности. Понятно, что есть, что называется, «центровые» учебные заведения, есть вузы попроще.

   
   

В целом, отмечают эксперты, интерес абитуриенты проявляют к тем же специальностям, что и в прошлом году. Большой популярностью пользуются экономика, менеджмент, международные отношения, политология, реклама, связи с общественностью. По-прежнему высок конкурс на IT-технологии и радиоэлектронику, из года в год стабильно востребованы строительство и энергетика.

Времена меняются

Между тем в последнее время «засильем» лириков озаботилось и государство. Недавно, в ходе рабочей поездки на молодёжный форум «Утро-2014», общаясь с уральской молодёжью, полпред президента РФ в УрФО

отметил:

– Есть только один способ решить эту проблему – эффективная профориентация и ясные жизненные перспективы при выборе инженерной профессии. Выпускник должен быть уверен: после получения диплома он будет востребован, найдет достойную работу с хорошим заработком, получит возможность карьерного роста. Не случайно президент России поручил федеральному правительству рассчитать потребность страны в инженерных кадрах на 5-10 лет вперёд. Кстати, во всём мире рабочий профессионал – это представитель среднего класса с уровнем заработной платы, позволяющим жить достойно.

Тем не менее, в последнее время молодые свердловчане, задумываясь о будущем, стали учитывать рынок. Просмотрите списки вакансий на биржах труда: из технических специальностей востребованы практически все. Технари нужны в металлургии, энергетике, электронике, банковской системе, сфере связи. На заводах даже ввели отдельную должность для работы с молодёжью: часть студентов-технарей работают уже с третьего курса, причём именно по специальности.

Инженеров не хватает

Предприятия Свердловской области испытывают кадровый голод. Сегодня производства остро нуждаются не только в рабочих, но и в инженерных кадрах. Проблему не решить без «революции» в школьном и вузовском образовании.

На протяжении нескольких лет на Среднем Урале существует негативная для исконно промышленного региона тенденция. Выпускники школ при выборе предметов для сдачи ЕГЭ в большинстве своём ориентируются на гуманитарные дисциплины. Так, например, нынче из 22 195 участников ЕГЭ 56,2% человек остановились на обществознании и лишь 26,3% – на физике.

– Мы сегодня активно вовлекаем школьников в промышленность. Проводятся экскурсии на предприятия, развиваются профильные кружки, в частности робототехники. Тот же конкурс «Славим человека труда!» отчасти ориентирован на молодёжь, на формирование у неё уважения к профессии. Ребята видят, кто и как создает промышленный потенциал Урала, – говорит заместитель председателя правительства Свердловской области Александр Петров. – Но для того, чтобы решить кадровую проблему предприятий, этого недостаточно. Уверен, на федеральном уровне должен быть решён вопрос о введении физики в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ.

По мнению Александра Юрьевича, с результатами ЕГЭ по физике в багаже перед выпускниками открываются более широкие перспективы выбора будущей профессии. Велика вероятность, что выбор многими будет сделан в пользу инженерных специальностей. Пока же ребята идут по пути наименьшего сопротивления. В результате вузы промышленного края готовят 60% гуманитариев и лишь 40% технарей.

Хорошие инженеры на уральских предприятиях - на вес золота. Фото: www.russianlook.com

Кстати, с вузами тоже не всё просто. Не секрет, что между уровнем подготовки студентов и потребностями предприятия – если не пропасть, то основательная впадина. Скажем, Булонская система образования – образовательная программа «бакалавр-магистр» – не отвечает условиям нашей промышленности. Производственники в шутку называют бакалавров недоученными инженерами, а магистров – переученными (они, как правило, ориентированы на науку).

Эту проблему предприятия решают по-разному. Какие-то производства, рискуя, берут новых специалистов с рынка и доводят их «до ума». Другие (распространённая сегодня практика) создают на предприятиях кафедры: рабочая рука об руку с вузами. Третьи – ориентируются на целевую подготовку кадров.

Однако все предпринимаемые усилия пока кардинально кадровый голод утолить не могут. В советские времена вузы Среднего Урала готовили столько инженеров, что полностью закрывалась потребность предприятий. А часть молодых специалистов даже переходила в смежные отрасли. Сегодня выпускников технических специальностей для промышленности региона катастрофически не хватает.

Учимся всю жизнь

Светлана Долганова, искусствовед:

– Конечно, в выборе будущей профессии главное – гармония. Это настоящее счастье, когда твоя работа – это высокооплачиваемое хобби. Ещё Конфуций говорил: «Выбери дело по душе, и тебе никогда не придётся работать». Но в современных реалиях этого добиться достаточно сложно, поэтому ориентироваться лучше на свои способности, уметь совмещать предрасположенности и труд. Если ребёнок из семьи музыкантов гениальный математик, а к пианино или скрипке не тянется, не нужно его ломать, заставлять идти по стопам родителей. Тут ведь сразу понятно, что Мацуева из него не выйдет, а вот жизнь будет разбита. На сегодня, слава Богу, существует огромное количество тестовых систем, которые помогают выявить заложенное в теме природой, ведь человек существо «многопородное», и не стоит жирафу изображать бабочку.

А вообще, к ситуации с профессиями подходить нужно комплексно, понимать, что со стремительным темпом современной жизни переучиваться нужно постоянно – раз в пять лет, а то и в три года. Поэтому выбирать лучше многостороннюю деятельность, от которой можно будет уйти в соседнее, более востребованное русло. Самое полезное сейчас умение – это умение быстро ориентироваться и приспосабливаться. А относится это к любой работе. Будь готов менять свое мнение! Мир ещё не совсем осознал, чем он является на самом деле!

Кто потребуется на рынке труда лет через пять – догадаться не слишком-то и трудно. Просто надо немного спрогнозировать – куда государство, скорее всего, направит большие деньги, какую дыру кинется латать. Можно с уверенностью сказать, что точно не закончится строительный бум, не закроется постоянно потребляемый бизнес, например, цветочки дарим и дарить продолжаем, это не диван, который можно купить на несколько лет. Не окажется в застое и автопроизводство, а также автообслуживание. Так что выбрать есть из чего.

Торгаши в почёте

Василий Мельниченко, фермер:

– Не удивительно, что выпускники аграрных вузов не идут работать по специальности. Политика государства направлена на вытравление сельского хозяйства. У аграриев отбирают орудия труда, они не имеют никакой поддержки. Со всех трибун звучит: российский человек не должен жить в деревне. И кто, спрашивается, в таких условиях поедет на село?

Страдает не только сельскохозяйственное, но и промышленное отечественное производство. Я побывал на ИННОПРОМе – и что увидел? Продукцию зарубежных компаний или местную, произведённую на импортном оборудовании. А наши специалисты занимаются тем, что всем этим торгуют. Всего лишь несколько предприятий представили истинно свою продукцию, и пусть выглядели они скромно, но честь им и хвала! Пока власти всех уровней не образумятся, не начнут поддерживать отечественного производителя, наивно надеяться, что молодёжь будет получать дипломы не ради корочки, а ради профессии. Пока же молодое поколение видит: для того, чтобы стать олигархом, вовсе не обязательно быть специалистом высокого класса. Главное иметь нужные знакомства, правильных родственников. Словом, мохнатую лапу.

Наше дело – ковать и плавить

Николай Косарев, депутат гордумы Екатеринбурга, доверенное лицо Владимира Путина:

Система образования формирует национальный продукт каждой страны, а потому перенасыщения в ней быть не может. Чем больше людей получает образование, тем лучше для каждой страны. В Японии, к примеру, поставлена задача – 100-процентное получение высшего образования. Разве это плохо, что люди учатся?

Относительно того, каким должно быть соотношение технических и гуманитарных специальностей, это большой и важный вопрос. И, на мой взгляд, он должен быть регулируемым, причём в пределах не только государства, но и в пределах региона. Наш регион – промышленный, металлургический. Мы испокон веков ковали металл и руду плавили. И, конечно, инженерное образование у нас должно иметь преференции. В своё время государство чётко регулировало этот процесс, сегодня – нет. Я уверен, что это неправильно. Всё-таки функция государства – определять, сколько нам нужно врачей, инженеров, юристов. И поддержка должна быть многоликой – выделение бюджетных мест, расстановка приоритетов по заработной плате, социальным гарантиям и льготам.

Я совершенно точно знаю, что в будущем регионам будет дано право самостоятельно определять, какие специалисты нужны. А потому этот процесс нельзя пускать на самотек и ждать, что всё само собой определится. В нём должны участвовать не только дети и их родители, но и власти. Тогда экономика наша будет правильно развиваться. А если нет, так и будем менеджеров производить.

Стихи не прокормят

Владимир Блинов, поэт, преподаватель по архитектурной экологии:

– Что касается выбора профессии и любимого дела на всю жизнь, тут я могу поделиться личным примером. Я прекрасно могу представить, что многие молодые люди не хотят видеть себя ни через десять, ни через двадцать лет у станка. Большая часть молодёжи тянется именно в искусство: кто-то хочет писать, кто-то рисовать, кто-то сочинять музыку. Но им придется задать себе один серьёзный вопрос: хорошо, сам ты, может быть, и проживёшь на средства от этой деятельности. А твоя семья?

Мне, как поэту, литература намного ближе. Но разве на те средства, что она сегодня приносит в регионах, да и в столицах тоже, на это проживёшь? Поэтому я, в том числе занимаюсь, и градостроительством. Без этого я не смог бы обеспечить своих близких: есть дом, есть родные люди, есть дети, есть хозяйство – об этом надо думать. Это то, что будет тебя окружать в первую очередь, а не рабочее место. В этом случае, как говорил Маяковский, волей-неволей, а приходится наступать на горло собственной песне.

Смотрите также: