На прошлой неделе двое маленьких свердловчан, полтора часа поиграв с дешёвой китайской куклой, попали в реанимацию. И хотя сейчас здоровье ребятишек вне опасности, общество в очередной раз задумалось: какие игрушки мы покупаем нашим детям?
Глаза разбегаются
Казалось бы, уж в чём в чём, а в игрушках у современной уральской детворы недостатка нет и быть не может. На прилавках специализированных магазинов, супермаркетов, на рыночных лотках, да просто в киосках – чего только нет! Пластмассовые куклы и плюшевые мишки, солдатики и машинки, множество настольных игр, радиоуправляемых моделей, развивающих конструкторов – у тех, кто ещё помнит скудный ассортимент советской эпохи, просто дух захватывает. Игрушки сияют всеми цветами радуги, да и стоят порой сущие копейки! Ну как не купить…
…В киоске, расположенном на автовокзале Екатеринбурга, свердловчанин Алексей Аганин приобрёл куклу для своей восьмилетней племянницы. Цена была подходящая – 248 рублей. Резкий запах, исходящий от игрушки, поначалу совсем не насторожил мужчину. Тем более, что ребёнку подарок очень понравился. Однако, поиграв с куклой около часа, девочка и её двоюродный братишка почувствовали себя плохо, а потом с признаками острого отравления попали в реанимацию.
Сейчас пострадавшие уже идут на поправку, в горздраве Екатеринбурга нас заверили, что опасности для их жизни и здоровья уже нет. Однако шум в столице Урала поднялся по этому поводу нешуточный. Региональный следственный комитет, санитарные врачи и полиция устанавливают все обстоятельства ЧП, выясняя источник отравления. Как пояснил руководитель следственного отдела по Железнодорожному району Максим Стафилов, проверяются все версии. Однако родители настаивают: во всём виновата именно кукла.
Угроза жизни
По словам руководителя пресс-службы областного Роспотребнадзора Натальи Лукьянцевой, в том, что некачественная игрушка создала угрозу жизни детей, нет ничего удивительного: «При проверках детских товаров мы постоянно выявляем превышение предельно допустимых концентраций токсичных веществ».
Между тем разнообразные скандалы, связанные с некачественными или попросту опасными игрушками, преследуют Средний Урал из года в год. До сих пор в столице Урала не утихли споры вокруг «Монстр Хай» – кукол устрашающего вида с приложением игрушечных кроваток в форме гробов. Ещё больше шуму наделали конструкторы, состоящие из магнитных шариков, после игры с которыми десятки маленьких свердловчан попали в больницу. Ребятишки попросту глотали детали, после чего требовалось срочное хирургическое вмешательство. Шарики проходили из желудка в кишечник, примагничивались друг к другу и вызывали формирование межкишечных свищей. В результате приходилось оперировать брюшную полость ребёнка.
Не так давно на Урале рассматривали уголовное дело в отношении женщины, продававшей резиновые игрушки «Baby Toys». Торговка приобретала их на оптовом рынке. Куклы вызывали раздражение дыхательных путей и глаз.
Сплошная «химия»
В прошлом году Свердловский Роспотребнадзор проверил 165 предприятий, торгующих детскими товарами. В частности, было проинспектировано 11 100 игр и игрушек. Из них с нарушениями реализовывалось 4 214 единиц товара – почти 40%! Список фирм-нарушителей крайне велик, но самую большую долю «штрафников» составляют производители из Китая.
В одной из игрушек санитарные врачи выявили превышение предельно допустимой концентрации формальдегида в 2,6 раза. В другой – в 9 раз была превышена концентрация цинка. В ряде изделий нашли «лошадиные дозы» метанола, дибутилфталата и диоктилфталата.
Да, в отношении нечистоплотных реализаторов были выданы предписания о прекращении продаж. Общая сумма штрафов составила 1,8 миллиона рублей. Но на фоне общей выручки коммерсантов это – капля в море.
Самое опасное в современных игрушках – это, конечно, высокое содержание «химии»: фенола, формальдегида, свинца, цинка. Она вызывает аллергические реакции, негативно воздействует на кожу, глаза, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт.
Правило номер один: от игрушек ни в коем случае не должен исходить неприятный запах! В 100% случаев он говорит об опасной химической составляющей. Второе правило: не покупайте игрушки в киосках, на рынках и базарах. Стоят они порою крайне дёшево, радуют глаз, могут очень нравиться ребёнку. Но возможная опасность таких приобретений увеличивается в разы.
Наука выбора
Игровая среда – мощный фактор интеллектуального, нравственного и духовного развития ребёнка. А потому на родителях лежит ответственность правильного выбора игрушек.
Наука выбора игрушек на самом деле не хитрая. По мнению психологов, категорически отказаться стоит только от некачественных игрушек, способных принести вред физическому здоровью ребёнка, и тех, которые являются точной копией чего-то.
По мнению психологов, отдельные родители значительно преувеличивают вред модных сегодня в детской среде кукол-монстров. На самом деле ребёнку свойственно наделять игрушки своими характерами, которые чаще всего совсем не соответствуют внешнему виду куклы.
– Мы с вами очень любили Чебурашку, – говорит Ольга Селькова. – Чудовище же! Но он неизменно был добрым, милым, справедливым. Мы считаем, например, что куклы-монстры страшные. А русские народные сказки из сборника Афанасьева нет? Очень! Но, читая их, ребёнок учится проживать страх. Из этой же серии страшилки про чёрную-чёрную руку и гроб на колёсиках, которые из поколения в поколение рассказывают друг другу ребята в лагерях. Страх – эмоция, которую тоже должен переживать ребёнок. Вспомните мультфильм «Котёнок по имени Гав»: «Пойдём на чердак бояться».
К слову, игрушки помогают ребенку выразить и пережить не только страх, а целую гамму эмоций, невыраженных переживаний. Недостаток внимания, например, малыш компенсирует тем, что рассаживает кукол-мишек и выступает перед ними. Ту же накопленную агрессию можно выплеснуть играя в войнушку. А ролевые игры (в дочки-матери, например) учат ребёнка понимать ситуацию с разных точек зрения и ставить себя на место другого человека.
– Выразить накопленные эмоции (в том числе агрессию) ребёнок может и занимаясь творчеством, – говорит психолог, арт-терапевт Свердловского областного центра медицинской профилактики Анна Орлова. – В этом ему помогут пластилин, пальчиковые краски. Что же касается игрушек, то они в арсенале ребёнка должны быть разнообразные. По фактуре, по цвету, издающие звуки и «молчаливые», животные, птицы... И обязательно мифологические персонажи. Выбирая игрушки, мы должны понимать их долгоиграющее влияние. Мы сегодня уже имеем поколение девушек, воспитанных на куклах Барби, которые пытаются подогнать свою внешность под кукольные стандарты красоты. Отсюда пристрастие к всевозможным диетам, хирургической пластике.
Власти нас не слышат
– Проблема с контрафактными игрушками стоит сегодня очень остро. К сожалению, государство отдалилось от неё, и на рынок поступает огромное количество китайской продукции. Да, есть качественные товары, но они теряются среди огромных объёмов контрафакта. Цена подобных изделий – в пределах 50-200 рублей – говорит сама за себя. Не может качественная игрушка столько стоить!
Кстати, мы попытались поговорить с реализатором торговой точки, где была куплена кукла, ставшая причиной очередного скандала. Но, узнав, что мы из «родительского комитета», женщина просто закрыла перед нами двери. Сейчас там работают сотрудники следственного комитета и прокуратуры. Нам рассказали, что эта и подобные ей игрушки поступают с огромного склада, расположенного в Екатеринбурге. Оттуда игрушки расходятся по всем торговым точкам области. Считаю, что следующим шагом должна стать выездная комиссия на этот склад.
В чём опасность игрушек? Это же химреагенты сплошные! Ребёнок сначала в руках игрушку подержит, потом в рот потянет – и вся зараза внутрь попадает, что выливается в итоге в серьёзные заболевания. Мягкие игрушки также небезопасны – многие дети от соприкосновения с ними начинают задыхаться, проявляются астматические эффекты. И подобных случаев очень много! На мой взгляд, игрушки должны исследоваться ещё на таможне. Считаю, что надо провести тотальную проверку по всем павильонам, магазинам, проверить сертификацию изделий, их качество. Не удивлюсь, если процентов 70 игрушек завозится из одного места.
Мы не первый год говорим о том, что в этом вопросе нужны госрегулирование и госэкспертиза. Будем вновь выходить с этой инициативой на законодательный уровень. Чем раньше выйдет подобный закон, тем лучше. У нас, увы, любые общественные инициативы рассматриваются очень и очень долго, а тем временем страдают дети.
Барби – это подмена
– Когда я росла, игрушек не было просто никаких, что меня как ребёнка очень печалило. Зато я была бы счастлива, будь в моих юных годах эти самые «леги» и зайцы кислотно-зелёных цветов, которые сейчас родители так любят ругать. Что меня действительно волнует на прилавках детских магазинов, так это вытеснение пупсов куклами Барби. Нашим девочкам таким образом пытаются подменить социальные роли. Если в играх с пупсом, похожим на младенца, у девочек потихоньку развивается материнский инстинкт, то Барби вырабатывает чёткую позицию себя как успешной деловой женщины, которая часто одна, но при куче нарядов и аксессуаров! Думаю, ноги так называемых чайлдфри (люди, не желающие иметь детей) растут именно отсюда. Мне кажется, понятно, к чему это может привести.
Как взрослому человеку, мне, конечно, не понять интереса современных детей к куклам-монстрам, но и страшного я в этом ничего не вижу. Не вижу причин поднимать шум, что-то запрещать, что-то изымать из продажи. Наши родители забывают: всё дело в дозировке. Если в меру и без фанатизма – ничего страшного не будет!
Монстры вокруг нас
– К современным игрушкам я отношусь нормально. Тем более, сертифицированные игрушки сейчас очень качественные! Надо понимать, что мир поменялся, эстетика сейчас другая, и та же кукла просто не могла остаться прежней. Если уж у родителей есть какие-то претензии к товарам для детей, то они в первую очередь должны накидываться не на производителей игрушек, а на ТВ. Ведь именно там производят всю эту «монструозную» культуру. Да и монстры монстрам рознь. Моя внучка шести лет играет милыми девочками-пони. Эти куколки мне очень нравятся. А вампирскую и трупную тематику от «Школы монстров» я не очень понимаю, мне она не близка. Однако если взглянуть под другим углом – такие куклы помогают детям бороться со страхами. Но особенно я не люблю антикварных кукол XIX века! Они же выглядят как мёртвые – вытаращенные стеклянные глазки, кроваво-алые ротики, трупный макияж. И ничего, ни у кого тогда психика не сломалась – их запросто дарили девочкам.
Или вспомним советских пупсов из некачественного пластика. В то время я только начинала собирать свою коллекцию кукол, поэтому хорошо их помню. Материал был настолько плохим, что в нём не держался краситель и через короткое время эти куклы становились просто белыми. Тоже то ещё зрелище.
Доверяй, но проверяй
– Лично я стараюсь покупать проверенные игрушки. Пусть подороже, но я буду на 100% уверена, что товар качественный. Или в крайнем случае я смогу предъявить претензию продавцу. Не так давно на день рождения дочки я заказывала через Интернет испанскую куклу и запросила документы на игрушку. Для меня это – норма. Не стоит потакать капризам детей и покупать в непонятном киоске игрушки за 50 рублей. Однозначно, что их делали в каком-то подвале, и состав может быть каким угодно. Некачественные мягкие игрушки, дешёвые пластмассовые изделия – даже у меня на них проявляются аллергические реакции, а что говорить о детях? Малыши же всё в рот тянут!
Уверена, что вся ответственность лежит на родителях, потому что людям, которые привозят некачественный товар, на наших детей глубоко наплевать. У моих знакомых был случай – бабушка купила внучке набор для ванной. Ребёнок с этими игрушками в ванной искупался, а к вечеру – температура и рвота. В слюне ребёнка краска была! С игрушками может быть правило только одно – доверяй, но проверяй.