Накануне нового учебного года в одном из детских учреждений Свердловской области произошло очередное ЧП. Девять ребятишек, отдыхавших в лагере «Антоновский» в Нижнем Тагиле, стали жертвами острой кишечной инфекции. Проверка Роспотребнадзора выявила на пищеблоке массу нарушений. Виновниками детских бед, как всегда, стали взрослые. И, увы, пищевые отравления – далеко не единственная опасность, подстерегающая наших детей в лагерях и школах…
На каждом шагу
Хотите вы этого или нет, но придётся признать: уральские школы сегодня далеки от идеала безопасности. Причём пищевые отравления – далеко не самое страшное зло.
Отдельную проблему составляет охрана школ. Проверки, проведённые силовиками и чиновниками, показали: основной недостаток – слабая организация физической охраны, её неподготовленность к реальной угрозе. Судите сами: только в 80% учебных заведений региона есть тревожные кнопки и человек на входе. Нередко у турникетов сидят у нас пенсионеры, выполняющие роль вахтёров. Нормальную охрану они, конечно же, обеспечить не могут. Да, на вызов приедет специальная группа, но на это потребуется минимум 5-10 минут. Что за это время произойдёт в учебном заведении – не знает никто.
И, увы, нормальному учебному процессу детей мешает такой далёкий, казалось бы, от школы предмет, как аварии в системе ЖКХ. Каждую зиму расписание в ряде сельских школ приходится менять из-за неполадок на местных котельных.
Не успеваем?
Напомним, что пару недель назад губернатор Евгений Куйвашев резко раскритиковал муниципалитеты за слабую подготовку к новому учебному сезону. По словам главы региона, каждый год в школах происходит одно и то же, все рапортуют об устранении нарушений в положенные сроки, однако на деле работы откладываются на самый последний момент: «А потом в течение учебного года героически устраняются прорывы, протечки, обрушения…»
Беженцы будут учиться
Стоит отметить, что отдельную категорию уральских школьников составят в этом учебном году дети вынужденных переселенцев с Украины. По последним данным, в Свердловскую область прибыло 1 126 беженцев. У большинства из них – дети, многие из которых – школьного возраста. В связи с этим министерство образования издало приказ: детей с Украины зачислять в школы по упрощённой схеме, с минимальным набором документов или даже вовсе без них.
Проблема в том, что многие покидали жильё в такой спешке, что даже собрать какие-то документы попросту не успели, а у кого-то они «погибли» под развалинами домов. Эту ситуацию представителям образования, несомненно, придётся учитывать.
Нарушения «под копирку»
Ни один учебный год в Свердловской области не обходится без вспышек заболеваемости острыми кишечными инфекциями в образовательных учреждениях. В минувшем, например, на больничную койку угодили учащиеся школ Нижнего Тагила и посёлка Новоуткинска.
Если раньше вспышки заболеваемости нередко происходили из-за устаревшего оборудования, не позволяющего должным образом обрабатывать пищу, то сегодня эта причина с повестки дня снята. Пищеблоки школ, гимназий и лицеев Среднего Урала в течение нескольких лет были кардинально переоснащены. Только в прошлом учебном году область потратила на модернизацию пищеблоков свыше 28 миллионов рублей.
«Бороться» с человеческим фактором сложно. Сегодня организаторов питания детей выбирают на конкурсной основе, по сути, по одному критерию – цене вопроса. В результате на пищеблоки школ попадают нередко бизнес-структуры, не имеющие достаточных опыта и компетенции, а также обученных и добросовестных кадров. Играет свою роль и крайне низкая оплата труда поваров и других сотрудников пищеблока – при таких условиях о настоящем профессиональном отборе и высоком уровне самосознания речи идти не может.
– Без решения этих серьёзных проблем повысить уровень безопасности пищеблоков сложно, – говорит Андрей Юровских. – Предотвратить пищевые пути передачи кишечных инфекций без решения кадрового вопроса – невозможно.
Пока же, по словам Андрея Ивановича, к контролю качества и безопасности продукции школы должны активно привлекать родительские комитеты. Не лишними были бы на пищеблоках и системы видеонаблюдения.
Пищевая безопасность детей в организованных коллективах – серьёзный вопрос еще и потому, что заболевания пищеварительной системы лидируют год от года в рейтинге «профессиональных» недугов школьников. К слову, результаты ежегодных диспансеризаций показывают: среди учащихся общеобразовательных учреждений области не более 20% детей признаются абсолютно здоровыми. Остальные либо имеют факторы риска развития тех или иных заболеваний, либо уже обременены хроническими недугами.
Вместе справимся
– Наша школа уже прошла приём, нас признали готовыми к новому учебному году. Не без проблем, конечно: Муниципалитет выделил 30 миллионов целевых средств на подготовку школ, но мы не попали в эту программу. Всё же нам удалось отремонтироваться – помогли депутаты городской думы деньгами из личных фондов, а также Синарский завод, который взял над нами шефство. Разумеется, родители, очень много сил вложили в подготовку школы к 1 сентября. Так что школа готова на чистом энтузиазме.
Кстати, нам подали заявления о приёме родители двух учеников с Украины. Они раньше жили в селе под Луганском. Девочка пойдёт в 6-й класс, а мальчик – в 8-й. Трудностей им предстоит немало, но все вместе справимся. Учебная программа там сильно отличается от нашей. Они взяли учебники, чтобы посмотреть и хоть как-то подготовиться. Кроме того, что программа у них была менее насыщенная, чем у нас, там не было и преподавания на русском языке. Историю России им вообще не преподавали. Химию по-другому давали – таблицу Менделеева у них на латинице изучали. Тем не менее ребята держались живо, разговаривали, улыбались. Самое трудное у них позади. Они всё понимают, идут на контакт, и, думаю, влиться в школьную жизнь здесь у них не составит труда.
Дети беззащитны
– Коррупционные схемы питания в школах существуют. Подставные фирмы выигрывают тендеры, а потом наши дети травятся. Если говорить об охране школ, то лицензия есть только у охранного предприятия. Сами же охранники не имеют при себе даже первичных средств защиты.
Ещё одна важная проблема создание в учебных заведениях неких фондов развития школы. С родителей берутся всевозможные поборы, при этом никаких отчётов, как тратятся и на что тратятся деньги, не предоставляется. Считаю, что учителя должны проходить психологические тесты, потому что многие ведут себя просто безобразно. Некоторые педагоги считают, что секс-просвещение – это нормально. Другие бьют детей, и максимум, что им за это бывает, – увольнение с работы.
Проблема – в семье
– В нынешнем году подготовка к учебному сезону проходит более предметно, чем раньше. Практически все средние учебные заведения уже готовы к приёму детей. Думаю, что те огромные средства, которые были выделены на подготовку, сыграли свою роль.
Конечно же, один из самых важных моментов в образовательном процессе – вопрос питания. Эта летняя кампания внушает оптимизм. Пока был только один случай отравления детей в детском лагере, что немного подпортило статистику. Сегодня договора на поставку в школы продуктов заключаются только с серьёзными предприятиями. В этой области удалось навести порядок, случайных аутсорсинговых компаний не осталось.
Что касается безопасности в школах, то анализ ситуации показывает, что бывают лишь единичные случаи каких-то происшествий. Причём по большей части проблема таится вовсе не в школе, а в семье, в быту. Именно родители должны проявлять повышенную заботу о детях, предупреждать их об опасностях, рассказывать о правилах поведения в обществе. Кроме того, сегодня крайне важный момент – устройство в школы детей вынужденных переселенцев. К огромной радости, в школах их ждут, никто на улице не останется.
ЕГЭ и другие напасти
– Есть школьные проблемы, которые остро меня волнуют как мать и бабушку. Я почти 7 лет была председателем родительского комитета в школе №13 Екатеринбурга и знаю, о чём говорю.
Во-первых, страшно – то тут отравления, то там. Мы в своё время даже родительские дежурства в столовой устраивали. Ещё одна беда, которая беспокоит множество родителей, – это фастфуд в школах. Все эти чипсы, газировки нужно категорически запретить в школах, и чтобы никаких киосков поблизости не было. Из-за этой гадости к 6-7 классу у половины ребят гастриты и язвы, аллергии.
Во-вторых – программа. С гуманитарными дисциплинами вообще беда, и всё это из-за ЕГЭ. Я категорически против этой системы – из-за неё выпускники выходят без воображения и творческого мышления, что называется, «шаг вправо, шаг влево – расстрел».
И ещё одно образовательное ЧП – это возрастной состав педагогов. Большинство из них закоснелые пенсионеры, которые не могут наладить диалога с детьми. Да и старческий маразм никто, извините, не отменял. Поэтому те и прячутся в Интернет и телевидение. Школьников должны учить педагоги в возрасте их родителей – тогда будет продуктивное общение между поколениями.
Смотрите также:
- Молодой директор екатеринбургской гимназии знает, как усмирить бунтарей →
- Родители ставят уральскому образованию «неуд» →
- Дети в школе: на Бога надеемся? →