«Молодой преподаватель вправе рассчитывать на поддержку государства»

предоставлено помощником ректора ТГНГУ Анастасией Андреевой

   
   

Жильё для педагогов

Как привлечь в школу молодых специалистов? Как заинтересовать преподавателя не менять свою работу на более выгодную? Решение кадровой проблемы в социальной сфере – одна из приоритетных задач деятельности Правительства Тюменской области. Успешно действует программа поддержки бюджетников: сотрудникам государственных образовательных учреждений, сферы культуры и спорта предоставляются социальные выплаты и займы. В нашем регионе разработана специальная программа «Ипотека для молодых преподавателей», а в региональном отделении партии «Единая Россия» действует одноимённый партийный проект, который курирует депутат Тюменской областной Думы, член комитета по бюджету, налогам и финансам, член фракции «Единая Россия», ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Новосёлов.

– Владимир Васильевич, как реализуется партийный проект?

– В Тюменской области создан целый комплекс программ по содействию в улучшении жилищных условий. Особое внимание уделяется обеспечению жильем работников бюджетной сферы. Однако доля молодых учителей, принимающих участие в жилищных программах, у нас невелика. Это связано в отсутствием необходимых сбережений и доходов у педагогов, а также с высоким уровнем процентной ставки по ипотечным кредитам. И хотя число молодых специалистов в образовательных учреждениях ежегодно возрастает, в школы идут работать всё-таки меньше половины от общего числа выпускников педагогических специальностей.

Эта ситуация потребовала дополнительных мер со стороны властей по поддержке ипотечного кредитования молодых учителей государственных и муниципальных образовательных учреждений Тюменской области. На основании постановления Правительства РФ и была разработана в нашем регионе соответствующая вышеупомянутая областная программа. Цель нашего проекта – повысить доступность жилья для молодых педагогов. Тем самым мы создаём стимулы для трудоустройства и закрепления выпускников педагогических специальностей в школах нашей области. А значит, решаем кадровую проблему современного образования.

Программа ипотечного кредитования молодых преподавателей финансируется из средств областного и федерального бюджетов. Её участником может стать гражданин России в возрасте до 35 лет, работающий в должности учителя в расположенных в Тюменской области государственных или муниципальных образовательных учреждениях (стаж педагогической работы не менее года), не имеющий дисциплинарных взысканий. Требуется также ходатайство руководителя образовательного учреждения, где трудится молодой специалист. Наконец, нужно дать письменное обязательство в течении пяти лет продолжать работать в школе.

Согласно условиям проекта, первоначальный взнос по ипотечному займу предоставляется в полном объёме, но не более 20% от суммы ипотечного займа; процентная ставка по ипотечному кредиту не может превышать 8,5% годовых; максимальный срок ипотечного займа составляет 20 лет. Максимальная сумма займа не должна превышать 2 миллионов 250 тысяч рублей. В прошлом году подали заявления о предоставлении социальной выплаты и получили именные свидетельства 104 молодых преподавателя. К настоящему времени 99 из них уже приобрели жильё, пять человек подходящие квартиры пока ищут или оформляют их приобретение. Мы намерены развивать наш партийный проект и в дальнейшем.

   
   

С сошкой или с ложкой?

– Владимир Васильевич, какие, на Ваш взгляд, проблемы стоят сегодня перед отечественным высшим образованием, и как их решить?

– У нас две основные проблемы: качество и количество. Поясню. До 1990 года советская высшая школа считалась одной из лучших в мире. После распада СССР оказалось, что денег у государства не хватает, и вузам следует научиться их зарабатывать самим. Вузы стали набирать студентов-договорников. Сегодня при норме 5-7 студентов на одного преподавателя иные кафедры выпускают до 500 дипломников. Такая колоссальная нагрузка на профессорско-преподавательский состав не могла не сказаться на качестве подготовки выпускников.

На второй план отодвинулась научная работа: профессора были вынуждены тиражировать старые, а не создавать новые знания и достижения. Долго так без ущерба для всей образовательной системы продолжаться не могло, и начиная с 2000 года государство взялось «вытаскивать» вузы из этой непростой ситуации. Создано 2 национальных университета, 10 федеральных, 29 научно-исследовательских. 56 вузов (в том числе и наш университет) выиграли гранты по финансированию программы стратегического развития.

Конечно, одной из главных задач является создание современной материально-технической базы. Дело не столько в оснащении современным оборудованием, сколько в эффективном его использовании. В нашем университете есть уникальная геохимическая лаборатория стоимостью в 65 миллионов рублей. Есть договор с ведущими вузами Уфы и Перми: приезжайте, пожалуйста, проводите исследования. И мы в свою очередь к вам приедем поработать на вашем уникальном оборудовании. Такой «обмен» пойдёт только на пользу.

В нашем университете создан полномасштабный научно-исследовательский проектный институт НИПИ «Нефтегазпроект». Он, образно говоря, как паук протянул свои «щупальца» к кафедрам, а уж преподаватели постараются, чтобы его интеллектуальные разработки вошли в проектные решения. Вот вам и процесс повышения качества знаний. Теперь что касается второго аспекта – количества. Сегодня мы попали в демографическую «яму». Вместо 7 миллионов студентов в нашей стране только 5 миллионов. Но даже не в этом кроется проблема. Только 18% студентов обучаются на технических специальностях: это те, кто, фигурально выражаясь русской поговоркой «с сошкой», те, кто будет производить продукцию. Остальные 82% – те, кто хотят быть «с ложкой» – юристы, экономисты, менеджеры. На одной из встреч с гражданами в избирательном округе был задан вопрос: «Почему мой сын, окончив Ваш вуз, не может найти работу?» Я спрашиваю: «Какая специальность у Вашего сына?» Мне в ответ: «Государственное и муниципальное управление». Что можно тут сказать? Жаль, что юноша не выбрал инженерную специальность: сейчас был бы хорошо устроен.

«Государственное и муниципальное управление» в вузах Тюмени имеет не более 25 бюджетных мест, а выпускают более 300 желающих стать госслужащими. В таком количестве «управленцы» не востребованы. Вот идёт выпускник вуза с дипломом в рядовые продавцы. Отсюда – нереализованные стремления, неудовлетворённость жизнью. Между тем сегодня как никогда нужны грамотные инженеры. Власти нашего региона проводят огромную работу по привлечению инвестиций: строятся и развиваются новые предприятия. Для реализации новых мегапроектов в Тюменской области в скором времени потребуется не меньше 170-200 тысяч рабочих рук до 2030 года. Родители абитуриентов должны ясно представлять себе, какая перспектива ожидает их детей после окончания вуза. Решение проблем современного высшего образования зависит от чёткого взаимодействия властей, вузов и бизнеса. Фраза «Кадры решают всё» не теряет актуальности и сегодня.

Наталья Ковалева

Смотрите также: