65,6% уральцев надеются, что через год они будут жить лучше

Современные горожане притворяются счастливыми, ожидают счастья в будущем году, но не уверены в условиях для его реализации. Это выяснили социологи Уральского федерального университета, опросив 1170 жителей больших, средних и малых городов в возрасте 18–60 лет.

   
   

Специалисты определили следующие тенденции: чтобы испытывать ощущение личного счастья, люди готовы игнорировать внешние негативные обстоятельства, в сложных ситуациях обращаются за поддержкой к родственникам и семье, и счастливы, когда близкие люди здоровы.

«Современный мир предстает перед человеком как пространство неопределенности, высоких темпов изменений. Это меняет горизонты ожиданий, минимизирует сроки планирования, создает диссонанс прошлого и будущего. Мы видим, что формируются модели отложенного счастья, связанные с ожиданием устойчивого и ярко выраженного счастья в будущем. Тенденция переноса счастья в будущее также хорошо сочетается с такими распространенными моделями поведения, как вклад в здоровье для обеспечения долгой жизни, вклад в образование для повышения своей стоимости на рынке труда в будущем и так далее», – поясняет руководитель исследования, доцент кафедры прикладной социологии Софья Абрамова.

В опросе респонденты оценивали субъективный уровень счастья пять лет назад, сегодня и через пять лет в будущем. Оказалось, что в прошлом люди были чуть менее счастливы, чем в настоящем, но в будущем ожидают значительного улучшения жизни. 65,6% опрошенных полагают, что заметят позитивные изменения уже через год.

«Однако чувствуют себя уверенно, думая о будущем, только 41,4% опрошенных. Это означает, что у значительной части респондентов существует внутреннее противоречие между ожиданием как желанием лучшей жизни в будущем и ожиданием как уверенностью в реализации этого желания», – добавила Софья Абрамова.

На вопрос, что нужно для счастья, уральцы чаще сего отвечают: здоровье (62% респондентов отметили собственное здоровье и здоровье близких). Каждый второй опрошенный будет счастлив возможности самореализации и достижения целей, а для 47% базисом счастья являются наличие семьи, детей, внуков.

Тем временем, две трети респондентов полагает, что счастье зависит прежде всего от самоощущения, а не от внешних обстоятельств. Причем, чем старше возраст участников, тем чаще встречается именно такой ответ.

   
   

Внешние негативные обстоятельства (кризисы, катастрофы) у 58% опрошенных не вызывают дискомфорт – респонденты признались, что могут радоваться личным событиям на фоне общественных несчастий. А 47% уверены, что человек имеет право быть счастливым, даже если вокруг происходит что-то плохое. В то же время на ощущение счастья людей влияют негативные события у родственников.

«Люди готовы отложить счастье на потом, если в семье происходят проблемы. 52% респондентов беспокоит болезнь близких родственников, 51% – смерть родственников, друзей. 81% признались, что хотя бы иногда отказывались от своих интересов и откладывали свое счастье ради того, чтобы близкие могли жить в комфорте и полностью реализоваться. То есть наблюдается прямая связь между представлением о счастье респондентов, которое связано с наличием семьи и здоровьем близких людей, а также откладыванием счастья в тех случаях, когда в этой сфере случаются проблемы», – объясняет соавтор исследования, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Наталья Антонова.

Когда люди чувствуют себя несчастливыми, за поддержкой они идут к родственникам (54%) и друзьям (40%), специалистам – психологам или психотерапевтам (11%).