8 принципов урбанистики: какими станут города через сто лет

Кирилл Смоленцев / «АиФ-Урал»

Ещё во времена Древней Греции философы и политики раздумывали, как сделать города и постройки, комфортные для жизни, работы и развития людей. Можно сказать, что тогда и были сформулированы первые принципы урбанистики. Конечно, за столетия эти принципы поменялись не один десяток раз, как поменялись условия труда и проживания, этические и социальные нормы.

   
   

Сегодня урбанистика — набор принципов, помогающих организовать максимально комфортные для жизни города, в которых учтены потребности и  интересы людей из самых разных категорий и социальных групп. Чем же руководствовуются урбанисты при планировании и развитии города?

1. Город должен быть доступным для всех

Фото: «АиФ-Урал»/ Кирилл Смоленцев

Все горожане — дети и старики, богатые бизнесмены и нищие мигранты — должны иметь доступ к здравоохранению, жилью, обучению, рабочему месту, досугу и социализации. Попробуйте вспомнить, были ли в вашем университете пандусы и лифты, на которых человек на коляске мог бы попасть в аудиторию. А как он добрался бы до университета, если даже один-единственный бордюр или выбитая плитка мостовой — непреодолимая преграда для коляски?

Как человек с инвалидностью вообще должен выйти из дома, если даже к двери подъезда ведут ступеньки или слишком крутой пандус, сделанный по принципу «лишь бы был»?
Фото: pixabay.com

Или может, ваша бабушка вынуждена переходить дорогу в неположенном месте во время похода в ближайший продуктовый или поликлинику, потому что из-за больных ног не может спустится в подземный переход?

Или вам приходится возить ребёнка в школу, потому что после выхода из трамвая чаду пришлось бы идти вдоль обочины и  несущихся машин из-за отсутствия перехода на тротуар? А как насчет свободного времени — если у вас совсем нет денег, можете ли вы где-то недалеко найти бесплатную площадку для воркаута с друзьями или просто посидеть на скамейке в парке с книжкой?

Всё это — проблемы, которые должны решать урбанисты. Город и все аспекты жизни в нём — от выхода из квартиры до участия в политических дискуссиях — должен быть доступен тем, у кого есть ограничения по здоровью, кто в силу возраста или иных причин требует особого внимания, кто не располагает внушительным денежным состоянием.

   
   

2. Находиться в городе и пользоваться им должно быть приятно

Фото: «АиФ-Урал»/ Кирилл Смоленцев

Городская среда и вся инфраструктура должны быть не только удобными для всех горожан, но и... дружелюбными. То есть пользоваться и даже просто смотреть на все объекты должно быть приятно, у горожан должно появляться желание сходить на интересную и уютную набережную вместо сидения дома или выбрать для поездки просторный и быстрый трамвай вместо личного авто.
Фото: Twitter

Городская среда должна давать людям возможности взаимодействия друг с другом.

А взаимодействие горожан легко становится привычной частью жизни города из-за продуманного дизайна общественных пространств.

Например, если построить стильный и удобный амфитеатр в центральном парке, и разрешить пользоваться им всем желающим, люди быстро берут инициативу в свои руки: самостоятельно организуют лекции и встречи, ставят театральные спектакли и концерты, на которые бесплатно могут попасть все желающие.

3. Город должен изменяться

Фото: fototerra.ru/ Антон Фадеев

Сегодня любой архитектор, урбанист и даже специалист по транспорту должны понимать, что ни один проект не может быть статичным.

Необходимо постоянно собирать и анализировать самую разную статистику, обрабатывать обратную связь от горожан и успевать вовремя менять проекты, будь то схема движения всех автобусов в городе или вместимость детской площадки в районом парке.

4. Все ресурсы должны использоваться эффективно

Фото: фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA

При разработке города необходимо подумать, как соблюсти баланс между потреблением ресурсов, загрязнением окружающей среды и запланированными объектами и достижениями города.

Отсюда, например, и возник приоритет общественного транспорта над частным: при условии комфорта для пассажиров (удобные остановки, просторный низкопольный салон, движение без пробок, доступная цена и так далее) большинство горожан выберет тот же трамвай вместо авто, а затраты для города и окружающей среды будут меньше, чем бесконечное строительство новых полос и парковок для личных авто.

5. Город не должен уничтожать природу 

Фото: «АиФ-Урал»/ Кирилл Смоленцев

Потребляя природные ресурсы, город и люди должны дать природе возможность естественным образом восстанавливаться. Отсюда возник тренд на «зелёное» строительство, использование материалов, которые можно переработать, отдельные бюджеты на зелёные насаждения по всему городу.

Человеческий мозг устроен так, что ему необходим контакт с природой.

Потому нам так важны доступные парки и скверы в большом количестве, газоны, на которых можно посидеть, доступ к воде хотя бы в формате «покормить уток зимой, а летом помочить ножки».

6. При планировании города нужно учесть климат

Фото: пресс-служба компании «Атомстройкомплекс»

Вы замечали, что у нас на Урале каждую весну на клумбы высаживают тюльпаны, потом заменяют их бархатцами, а на зиму остаётся от цветов одна голая земля? Для городского озеленения у нас до сих пор используют однолетние растения или те, что не способны пережить заморозки.

В северной части Европы — Норвегии и Швеции, например — схожий климат. И потому вместо унылых клумб из однолетников ландшафтные дизайнеры создают целые вечнозелёные композиции, где все растения радуют глаз круглый год и даже цветут в разное время, добавляя новизны в среду города для его жителей.

Фото: "АиФ"/ Елена Склярова

Принцип использования соответствующих климату материалов распространяется на все аспекты: например, скользкая плитка из полированного гранита становится буквально смертельно опасной в климате с минусовыми температурами, из-за которых на граните легко поскользнуться. Металлическими перилами и поручнями в таком климате тоже пользоваться невозможно — зимой оторвать руки от заледеневшего металла получится только с помощью МЧС.

7. Город не должен развиваться отдельно от области

Фото: «АиФ-Урал»/ Анна Исаева

Если о велодорожках, безбарьерной среде и экологии у нас уже заговорили, то принцип обязательной интеграции города в регион пока остаётся западным ноу-хау. Любой город не должен быть изолированным от окружения, необходима продуманная интеграция в регион — начиная от транспортной доступности, заканчивая воплощением крупных региональных проектов, от которых выгоды получат все населённые пункты области или края.

8. Горожане должны участвовать в планировании

Фото: предоставлено организаторами

То есть городской средой должны заниматься не несколько специалистов, нанятых мэрией, а все его жители. Если городские активисты собрали данные и договорились с остальными, каким должен быть город, если они осознают наличие конкретных проблем и готовы взять на себя их решение, то работа городских планировщиков – это техническая поддержка принимаемых решений.

Разумеется, окончательное решение всегда за профессионалами, но им необходимо научиться слышать простых горожан и городских активистов, уметь работать с «большими данными» о взаимодействии горожан со средой — только так возможен всеобщий компромисс, подходящий самым разным группам населения.

А если никакого диалога в городе не происходит, то даже удачные советы профессионалов не будут услышаны и приняты к исполнению.