Артефакты. Историк — о всемирных заговорах, сериалах и раскопках в соцсетях

Шигирского идола изучали, используя радиоуглеродный анализ © / «АиФ-Урал»

Об исторических источниках новейшего времени, о мифах и проблемах современной науки рассказывает кандидат исторических наук, сотрудник Лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях, ассистент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ Антон Кочнев.    
   

Почему людей притягивает конспирология

– Антон Владимирович, наверняка вы часто слышите мифы о вашей профессии?

– Откровенно говоря, у людей сегодня мало доверия к истории. Её даже перестают воспринимать как науку. Многие думают, что мировую и российскую историю переписали, а историкам платят деньги, чтобы всех обманывать.

Понимаете, нас притягивает конспирология, вокруг мерещится заговор. Наверное, людям интереснее жить в мире, где ими управляет тайное правительство во главе с пришельцами. Но такие теории не выдерживают критики. Учёным приходится отстаивать честь своей профессии. Вообще, на мой взгляд, историки – это такие борцы за правду в океане псевдонаучного безобразия.

– И как вы боретесь с такими взглядами?

– Есть прекрасный инструмент – исторический источник. На самом деле им может стать всё, что нас окружает. Любые вещи хранят память о времени, о людях. Это такой материальный отпечаток прошлого.

Если вы придёте, например, в Свердловский областной краеведческий музей, то найдёте не одну «машину времени», которая расскажет вам любую историю. Это и есть главное доказательство нашей науки! Но источники не отвечают сразу на все вопросы, как волшебные предметы в сказках. Нужно уметь правильно задавать вопрос.    
   

Когда артефактов бесконечное множество, есть опасность заблудиться в их лабиринте. Поэтому учёные формируют типологические таблицы. Сравнивая по ним источники, мы узнаём их возраст, принадлежность к культурному контексту и другую важную информацию.

– Как именно историки изучают источники?

– Есть стратиграфический метод. Представьте себе слоёный пирог или торт. Чтобы добраться до начинки, мы снимаем слой за слоем. Так же учёные-археологи исследуют слои почв, материалов. Недавно такой культурный слой обнаружили прямо в центре Екатеринбурга. Археологи нашли керамику, кости и остатки деревянной мостовой начала XIX века.

Наверняка вы видели в городах старинные здания, которые как будто ушли под землю. Это случилось вовсе не из-за потопа или другого стихийного бедствия. Год за годом накапливались слои почвы, формируя культурный слой. Он иногда достигает высоты 12–15 метров. Нам сейчас сложно представить, но когда-то люди ходили по улице намного ниже, чем мы сейчас. Как будто под землёй.

Ещё есть радиоуглеродный анализ. Зная период полураспада изотопа углерода-14, можно рассчитать возраст любой вещи. Это дорогостоящий метод, зато один из самых точных. Например, его применяли при изу­чении Шигирского идола, который хранится в Свердловском областном краеведческом музее. Так удалось установить, что эта деревянная скульптура, найденная под Екатеринбургом, древнейшая в мире.

Историки будущего станут изучать соцсети

– Историки будущего – какими вы их видите?

– В первую очередь специалистами, которым предстоит работать с новыми артефактами. Возможно, это будут археологи на просторах интернета. Сейчас артефактами стали фильмы, аудиозаписи, медиафайлы.

Главный исторический источник новейшего времени – это электронный документ.

Смотрели комедию «Операция Ы»? Это же отличный исторический источник! Или другой пример. Сегодня существует большое количество сериалов и фильмов об аварии на Чернобыльской АЭС. По художественному образу, который создают авторы сегодня, историкам будущего предстоит изучать взгляд современников на эту катастрофу.

На самом деле мы живём в удивительное время, когда создаём артефакты буквально каждый день. Ведь главный исторический источник новейшего времени – это электронный документ. По перепискам и фотографиям в социальных сетях уже сейчас можно исследовать, как люди видели, ощущали то или иное событие. И такой источник каждый день накапливает куда больше информации, чем старинные вазы или скелеты динозавров. Историкам в ближайшем будущем потребуются новые технологии, чтобы работать с таким объёмом быстро и качественно. Задачка не из лёгких!

– Но будет ли такой источник достоверным для наших потомков? В интернете масса лишней информации…

– Да, на первый взгляд кажется, что социальные сети заполнены фотографиями любимых домашних животных и в них нет ничего важного. Но если мы с вами обратимся к историческим источникам Древней Руси, берестяным грамотам, то и в них найдём переписку на бытовые темы. В этом и заключается работа историка – отсеивать всё лишнее и доходить до самой сути.

Природа человека не меняется и останется прежней даже через столетия.

Думаю, не надо бояться, что потомки нас необъективно оценят. Природа человека не меняется, и она останется прежней даже через столетия.

– Как обывателю всё-таки разобраться, где правда?

– Непростой вопрос. В книжных магазинах нас обычно не привлекают полки с научной литературой, мы ищем яркие обложки фантастических романов, боевиков. Прочитав пару книг, читатели начинают верить художественному вымыслу и принимать его за правду. А в науке всё опирается на доверие к авторитету учёного.

Читатели верят художественному вымыслу и принимают его за правду.

Правда, в век интернета, у всех появилась возможность стать таким авторитетом. Часто незаслуженно. На любом ютьюб-канале можно найти блогеров, которые называют себя специалистами в вопросах истории. Вы и сами можете опубликовать своё видео, но это не сделает из вас историка.

Чтобы доверять исследователю, сначала нужно собрать информацию о нём, почитать его диссертации, посмотреть достижения в науке и составить своё мнение. Историки никому не верят, и вы не доверяйте. А лучше спросите у нас!