Автопутешествия. Как подготовиться к дальней автомобильной поездке

Алексей ШИШОВ / Из личного архива

Пандемия COVID-19, которая никак не закончится, поставила жирный крест на отпускных планах многих россиян – заграница временно недоступна. Самое время развиваться местному туризму. Особенно автомобильному: самоизоляция на колесах, большая мобильность и (в некоторых случаях) экономия денег.

   
   

Как ехать на дальнюю дистанцию, чтобы автоприключение запомнилось позитивными эмоциями, а не стало квестом по выживанию на трассе? Поговорим о технических вопросах этого дела.

Сначала о себе, чтобы было понятно, с чего это я решил кого-то поучать. Я буквально прирос к автомобилю 18 лет назад, сразу после получения прав. За эти годы постоянно ездил по России и несколько раз в недалекую заграницу ради отдыха. Регулярно мотаюсь по нашему и соседнему регионам по работе, и пробег моего автомобиля редко составляет меньше 25 000 километров в год. В прошлой, дожурналистской, жизни какое-то время занимался вооруженной охраной грузов и неделями колесил по центральной части страны на пассажирском месте в обнимку с автоматом.

За это время набрался всяких дальнобойских и водительских мудростей и личного опыта разной степени приятности. Каковыми и решил поделиться. Ну, поехали.

В этом году ночные туманы на трассе Пермь — Екатеринбург особенно густы. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Дело техника

Начнем с очевидного, но иногда забываемого. Машину перед поездкой надо проверить. Помните, что через пару тысяч километров не будет знакомых механиков и сервисов, может не оказаться запчастей и расходников на ваш автомобиль. А в некоторых случаях может не быть шин нужного диаметра – например, в Абхазии было очень трудно найти шины на очень даже распространенную в России Scoda Octavia.

То есть если после поездки на спидометре прибавится пара тысяч километров, неплохо бы предварительно загнать машину на диагностику, проверить резину и запаску. Если сроки уже подходят, лучше заранее поменять масла и фильтры. И бросить в багажник дополнительную канистру с маслом – на доливку, на всякий случай.

Всегда имейте при себе наличность
До сих пор не все придорожные заведения в стране оборудованы электронными платежными системами. Особенно это касается шиномонтажек, экстренные услуги которых в дальней дороге нужны не так уж редко. И вообще, мало ли какие внезапные траты в дороге могут быть.

На дальнем перегоне, да на хорошей скорости машина испытывает повышенные нагрузки. Запросто может потечь прокладка или случится еще какая-то неприятность. Это будет небольшая проблема, если хотя бы пару раз за поездку проверить уровень масла. И доливать его при необходимости – тогда по возвращении можно будет спокойно отдаться проверенному механику.

   
   

Лучше не отдавать машину в руки неизвестных мастеров из чужих краев: они прекрасно понимают – их постоянным клиентом автотурист не станет, а значит, и особых резонов заморачиваться с его машиной у них нет.

Если вы планируете маршрут вдали от федеральных трасс и качественных заправок, в багажник можно сунуть дополнительную канистру с топливом – на второстепенных трассах бывают серьезные проблемы с заправками. Даже если они там есть – не факт, что ваш автомобиль без последствий переварит залитый на них бензин.

Отсюда еще одна мудрость: не стоит, как в городе, выкатывать все топливо до донышка. Бак, по-хорошему, всегда должен быть полон хотя бы на четверть. Вы же не знаете, через сколько километров встретится хорошая заправка. Так что лучше почаще дозаправляться.

Берегите резину

Домкрат и запаска – мастхэв, без этих двух предметов отъезжать от города больше чем на пару десятков километров категорически не рекомендуется. Убить колеса на незнакомых дорогах не просто, а очень просто.

Например, в этом году лето достаточно жаркое. Значит, в теплых регионах асфальт запросто может местами встать на дыбы, не выдержав таких температур. Даже на, казалось бы, новых и гладких, как стол, отрезках дороги. Автор этих строк однажды поймал бугорок вздыбившегося от жары асфальта на приличной скорости – в итоге поменял не только убитую покрышку, но и передние стойки.

А в той же Абхазии запросто можно поймать колесом здоровенный гвоздь из подковы – там домашний скот непринужденно гуляет по трассе и подбрасывает водителям такие сувениры горстями.

Гвозди на дороги может подбросить и отечественная живность. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

И если, к примеру, трос можно позаимствовать у других водителей, остановив их поднятой рукой и жалобными глазами, то домкрат – штука более интимная. Трос – он и в Африке трос, а штатный домкрат от легковушки может не выдержать, например, минивэн. И придется долго и уныло голосовать на трассе, дожидаясь сердобольного обладателя подходящего девайса. Уж лучше заранее озаботиться и купить свой – лишним точно не будет.

Ну, с инвентаризацией разобрались. А в следующем выпуске поговорим о том, как лучше ехать на дальняк, чтобы быстрее и качественнее.