Для Алексея Рагозина фотоаппарат – что-то вроде продолжения его самого, как рука или нога. Он не расстаётся с камерой уже много лет, а увлекаться съёмками начал ещё в детстве. Многие его фотографии выглядят художественно, и не случайно, ведь это визуальное искусство для него – особый язык, на котором он пытается говорить с людьми. Подробнее - в материале ural.aif.ru.
Земляничный «комбайн»
Человека с длинной развевающейся бородой, который колесит по центру Екатеринбурга на самокате с камерой на поясе, видели многие. Каждый день он выезжает за новыми снимками и гоняется за ускользающими солнечными лучами. Как правило, он выбирается на «охоту», когда на улице тепло. Но бывало, что он и зимой брал камеру и фотографировал заснеженный город. «Нужен мягкий, красиво переходящий свет, и чтобы лицо человека было в тени деревьев. Тогда и получится киношный кадр», – поясняет уличный фотограф Алексей Рагозин. Учиться обращаться с фототехникой он начал в детстве, когда отец купил ему плёночный фотоаппарат. «Мы с друзьями махали палками перед объективом, я снимал это, ставя технику на специальный режим, а затем бежал проявлять плёнку. Было столько радости в том, чтобы увидеть себя со стороны!» – вспоминает он. Уже тогда ему хотелось делать много фотографий, но он не думал, что будет ходить с камерой по улицам города.
Родители Алексея были школьными учителями: отец вёл у детей уроки труда, а мать обучала ребят биологии и географии. Его первые детские воспоминания связаны с семейными походами в лес. Он с теплотой рассказывает о земляничной поляне, которую увидел на горе Кумба, что находится вблизи Североуральска. «Я был трёхлетним мальчиком, и это было моё первое восхождение на такую высоту! Мы поднялись на гору, а там – поляна, красная от земляники. Я сказал мамочке с папочкой, что не хочу нагибаться за ягодами, и попросил их взять меня за ноги и тащить, чтобы я мог собирать её ртом, как комбайн, – смеётся он. – В тот период мы много путешествовали, в основном по Северному Уралу. Когда мне исполнилось четыре года, меня начали брать на сплавы на деревянных плотах по рекам». Любовь к лесным путешествиям в его семье появилась неслучайно. Рагозин говорит, что его прадедушка Аверкий Меркурьевич был охотником и, кстати, старообрядцем, а значит, тоже, как и он сейчас, носил длинную бороду.
И на саксофоне игрец
Учась в школе, Алексей занимался спортивным ориентированием, и его команда часто побеждала в соревнованиях. Ему же в этом виде спорта помогала извечная тяга к лесу, и вообще вдали от цивилизации он чувствовал себя, как рыба в воде. Но в то же время юноша тянулся и к искусству: например, не бросал музыкальную школу, несмотря на то, что играть на инструментах после физической нагрузки было сложно. А в музыкальной школе он осваивал сначала скрипку, затем фортепиано, а позже – аккордеон. И, оказывается, всё это тоже было в нём неспроста. Как-то раз родители Алексея уехали по делам, оставив его на какое-то время с родственником – артистом цирка, который виртуозно справлялся с самыми разными музыкальными инструментами, а ещё был весьма спортивным человеком. «Он учил меня нырять и плавать с трубкой во рту, – улыбается фотограф. – Это был клоун-эксцентрик, весёлый, подвижный. К слову, человек его профессии должен уметь вообще всё: петь, танцевать, музицировать, общаться с публикой, придумывать сюжеты своих выступлений. Сейчас на память о нём у меня остался саксофон, который он мне когда-то отдал».
Алексей подчёркивает, что вырос крайне свободолюбивым и привык критически относиться ко всему, что ему говорили другие. Он рассказывает, что однажды исправил ошибку учительницы, которую та допустила по невнимательности, и впоследствии стал из-за этого изгоем класса. Со временем излишняя тяга к свободе и вместе с этим спортивные занятия сыграли, наверное, не самую лучшую роль в его жизни, хотя он сам так не считает. Из-за соревнований он оставил учёбу в УПИ на радиофаке, а в дальнейшем ему пришлось освоить много разных профессий, чтобы обеспечивать себя. Был он механиком в экспериментальном цеху на приборостроительном заводе, радистом, дворником, занимался реставрацией старых плёнок, работал специалистом по звуку в фильмах. «Я называл это инкрустацией перевода, – говорит Алексей. – Если вы когда-нибудь смотрели фильмы девяностых годов, то, возможно, помните, какой там был звук и как часто русский голос грубо заглушал слова актёров. Я же отбирал два-три перевода из нескольких предложенных и вставлял закадровый голос на русском языке там, где это было уместно. Зачем, к примеру, переводить такие слова, как «да» или «нет»? А кое-где лучше оставить шум дождя, который есть в фильме, или даже дать зрителям послушать голос актёра».
Встретить гостью из будущего
Алексей рассказывает, что в своё время общался с критиком и литературоведом Леонидом Быковым. И разговоры о литературе со временем перешли в беседы о кино. «Поначалу я ничего не понимал в киноязыке, – вспоминает фотограф. – Когда ты технарь, прагматик и смотришь «Ёжика в тумане», то не понимаешь всех иносказаний и символов этого гениального мультфильма. Также в своё время я не понял и «Сталкера», когда посмотрел премьеру. Не знаю, как, в какой момент, но позже я влюбился киноискусство. И это произошло благодаря Лёне Быкову».
А позже Алексей познакомился с известными в городе фотографами и начал совершенствоваться и в этом своём увлечении. Фотографировал он и в детстве, но после погружения в мир кино стал относиться к этому делу более серьёзно. В какой-то момент он начал ходить по городу с камерой в поиске интересных сюжетов. Снимает он в основном людей и не любит, когда его называют уличным фотографом, потому что само слово «уличный» ему не по душе. Во время съёмок Алексей многое замечает: например, то, что пешеходы идут по велосипедной дорожке, а потом жалуются на велосипедистов и самокатчиков. Эта тема для фотографа особенно актуальна, ведь он передвигается на самокате. «Раньше ходил пешком, а теперь езжу только так, – объясняет он. – На своём транспорте можно обогнуть за день больше мест». Алексей особенно полюбил набережную реки Исети, улицу Вайнера и некоторые переулки недалеко от споркомплекса «Динамо». Он старается фотографировать людей незаметно, с дальнего расстояния, чтобы они не позировали.
Но иногда он всё же подходит к своим героям и знакомится с ними. Однажды девушка в толпе напомнила ему образ Алисы из фильма «Гостья из будущего», и он решил пообщаться с ней. Оказалось, что она работает юристом и при этом очень часто улыбается. Обычно люди положительно реагируют на то, что некий фотограф хочет сделать их снимок, ведь Алексей часто говорит им приятные слова. «У этого седовласого мужчины такое кинематографичное, красивое лицо!» – восхищается Рагозин и старается быстрее настроить камеру, чтобы не упустить момент. В конфликты он старается не вступать. Так, например, он незаметно снял молодых людей, которые нещадно ломали арт-объект в виде дискотечного шара у реки. Если бы они его заметили за этим занятием, то наверняка не ограничились бы словами. К слову, Алексей и сам частенько попадает в объектив. Его несколько раз приглашали сниматься в массовке разных авторских фильмов. «Режиссёр меня спрашивал: «Ты снимаешься или снимаешь?» А я не мог не снимать и делал это всякий раз, когда оператор отворачивался от меня, – говорит Алексей, – сейчас, пока свет позволяет, я иду рассматривать мир и надеюсь найти в нём что-то новое».