Блудный сын Серёга. Уральские бездомные скинулись другу на дорогу к матери

За 20 лет работы основатель и бессменный руководитель организации «Бюро помощи гражданам» Юрий Потапенко видел всякое, но тут не сдержался и смахнул скупую мужскую слезу.

   
   

«Мой-то не появлялся?»

Этот вопрос Любовь Михайловна из небольшой деревушки в Омской области задавала Юрию Ивановичу Потапенко при каждом звонке. А набирала она заветный номер, выученный наизусть за шесть лет, примерно раз в месяц. Много лет назад женщина впервые позвонила в бюро Потапенко, слава о котором уже вовсю гуляла по России (и не только): «Сына ищу. У вас случайно не появлялся?» Юрий Иванович с помощниками тогда перелопатили всю базу данных о людях, которые когда-либо обращались к ним за помощью, – бездомных, освободившихся из мест лишения свободы, тех, кто волею судьбы попал в трудную жизненную ситуацию. Увы, имя, которое назвала безутешная мать, «в списке не значилось».

«С тех пор Любовь Михайловна – золотая женщина, самоотверженная мать – звонила нам постоянно в надежде найти своего великовозрастного ребёнка, – рассказывает Юрий Потапенко. – Я её уже по голосу узнавал, всем нашим сотрудникам она стала практически родным человеком. В принципе, подобные обращения бывают, но не так часто. Скажем, лет 12 назад в Челябинске написали про меня статью, проиллюстрировали фотографией, на которой я со своими бедолагами. А спустя несколько дней звонит женщина – узнала в одном из бездомных своего сына. Приехала, забрала его. Но чтобы так надеяться, так ждать весточки – с этим я в своей жизни сталкиваюсь впервые. Другая бы уже «похоронила» сына и в душе, и в мыслях, а Любовь Михайловна верила, что он отыщется, и готова была простить ему всё что угодно».

Сотрудники Бюро помощи гражданам сочувствовали женщине, но, если честно, сомневались, что такие чудеса на свете бывают. А на днях убедились – чудо вполне реально, и к его сотворению они имеют самое непосредственное отношение.

«Серёга, ну ты даешь!»

В Бюро помощи гражданам количество запросов от руководителей исправительных колоний со всей России впору измерять тоннами. «Прошу вас оказать содействие…» – в это трудно поверить, но офицеры пенитенциарной системы России пишут эти слова тому, кто в общей сложности несколько десятков лет провёл в этих самых колониях, а в перерывах кочевал по стране в статусе бомжа. Но это дело прошлое: вот уже 20 лет Юрий Потапенко возглавляет единственную в России организацию, которая кормит, поит, одевает, обеспечивает работой (читай, зарплатой), крышей над головой, юридической и социальной помощью тех, от кого государство традиционно отмахивается.

Так вот, на днях в бюро собрался очередной «этап» тех, кто вернулся из мест лишения свободы, но не знал, что, собственно, с вновь полученной свободой делать. «Кто-то давным-давно утратил связь с родными, кто-то сам не хочет возвращаться в родные края, опасаясь сорваться, – у каждого из этих бедолаг своя печальная история, – рассказывает Юрий Потапенко. – Но на каждого мужика у нас имеется запрос от администраций исправительных учреждений с просьбой помочь устроиться в этой жизни».

Потапенко (крайний справа) уверен, что «бедолаг» первым делом нужно накормить и обеспечить всем необходимым. Фото: ассоциация «Бюро помощи гражданам»

Как обычно, всех накормили, выдали предметы гигиены, медикаменты, белые рубашки (спасибо предпринимателю Валентине, которая обеспечила подопечных Потапенко «выходными» сорочками), предупредили, что три главных правила проживания в «общежитиях» бюро – это: не пить, не хулиганить и не воровать. Кроме того, новеньким выдали анкеты для заполнения.

   
   

Правая рука и супруга Потапенко Марина, обрабатывая анкеты, первая заподозрила «ладное»: «Юра, а как фамилия Любови Михайловны?» А потом, ошарашенно: «Юра, смотри!» Юрий Иванович метнулся к мужику: «Серёга, а твою маму не Любовь Михайловна зовут?» – «Да». – «И живёт она в Омской области?» – «Да, а откуда вы знаете?» Потапенко только и смог выдохнуть: «Серёга, ну ты даешь!»

Когда эмоции улеглись, выяснилось, что восемь лет назад Сергей в пух и в прах поругался с отцом, психанул и уехал из деревни в Москву на заработки. Руки у парня золотые, и поначалу в столице всё складывалось хорошо, денег хватало и на то, чтобы маме помочь, и себе на вполне безбедную жизнь. А потом, так бывает, наступила чёрная полоса. Работу потерял, стал жить на улице, а голод, как известно, не тётка… Словом, попал Серёга в исправительную колонию Свердловской области. «Я его спрашиваю, мол, матери-то почему не сообщил? – рассказывает Потапенко. – Стыдно, говорит, было, да и расстраивать никого не хотел».

Юрий Иванович позвонил Любови Михайловне, подготовил пожилую женщину к радостной новости. Сколько слёз было! А потом Сергей, уже без свидетелей, поговорил со счастливой матерью, заверил, что скоро вернётся домой. «Мы, конечно, могли обеспечить его работой, но когда бы он ещё первую зарплату получил, – говорит Юрий Иванович. – Вот мои бедолаги, подопечные бюро, и решили скинуться мужику на билет. Собрали ему «тормозок» в дорогу, пожелали удачи и проводили на поезд».

Две судьбы

Всё у Серёги должно сложиться, было бы желание, уверены сотрудники бюро. Мужик он явно не злобный, работящий, специальность тракториста имеет, а сейчас весенние полевые работы в разгаре, да и мама, к гадалке не ходи, окружит вновь обретённого блудного сына любовью. А там, глядишь, и личная жизнь наладится – мало ли в деревне одиноких женщин. «Главное, чтобы он искренне захотел вернуться к нормальной жизни, – говорит Потапенко. – Мы никого за уши не тянем, но даём в руки «удочку». А уж кто как ею воспользуется – личное дело каждого».

И в этой связи рассказывает Юрий Иванович две истории. Первая про Александра, который каждую неделю приходит на Соборную площадь возле православного храма в Каменске-Уральском, где бюро реализует проект «Неотложка». Александр прожил с женой в гражданском браке более 20-ти лет, работал, поднимал и воспитывал двоих детей от первого брака жены, дал им образование, и всё вроде было хорошо, но пять лет назад жена умерла после тяжелой болезни, и вся его жизнь перевернулась. Так как с женой он был не расписан, то и в наследство вступить не смог, а дети, вступив в права, выписали его из квартиры и выгнали на улицу. Александр запил, друзья отвернулись, прошло почти полгода существования одним днём, но однажды он понял, что дальше так продолжаться не может, и решил попытаться встать на ноги. Это оказалось сложно – документов уже не было, как и надежды на спасение. Но мир не без добрых людей, и совершенно посторонний человек предложил ему помощь – работу в котельной с проживанием там. И наш герой сразу согласился, понимая, что это его шанс.

Сейчас прошло уже пять с лишним лет, Александр не пьёт, восстановил все документы, оформил пенсию, подрабатывает в котельной, там же и живёт, приютил бездомного пёсика по кличке Черныш, такого же доброго, как и его хозяин. Благодаря силе воли Александр ухватился за ту соломинку, которую ему протянул чужой человек, и не дал себе опуститься на самое дно в этой непростой жизни.
Вторая история – про Михаила, с которым сотрудники бюро познакомились возле пунк­та приёма стеклотары. Он стал постоянно приходить во время приездов «Неотложки» для выдачи горячей пищи.

Когда-то Михаил работал инженером на заводе, построил дом, есть жена и дочь. Четыре года назад попал под сокращение и остался без работы, работать не по своей специальности не захотел. Стал много выпивать, появились «друзья по несчастью», семья поддерживала, как могла, но после незначительной ссоры Михаил ушёл жить на улицу. Несколько раз во время приезда «Неотложки» приезжали жена и дочь, со слезами уговаривали вернуться домой, но он отказался, наговорив жене каких-то пакостей. Оставив чистые вещи, продукты, деньги, они уезжали. «Мы решили попробовать поговорить с ним, так как семья его действительно любит, – рассказывает Потапенко. – Но он ответил, что ему нравится его жизнь и он не хочет ничего в ней менять. Вот я и не устаю повторять, что человек сам кузнец своего счастья, и каждый вправе выбирать, каким путём идти».