Будни Единорога. Волонтёр с Урала поддерживает детей в больницах

Светлана всегда мечтала стать актрисой, а однажды ей захотелось делать добро, и она стала волонтёром. © / Дарья Попович / «АиФ-Урал»

Светлана Каптиева напоминает добрую волшебницу — особенно, когда держит голову от ростового костюма и думает: чем же завтра удивить детей? Уже три года она приходит к пациентам с онкологическими заболеваниями в разных образах. То оденется игривой Единорожкой, то перевоплотится в трансформера, то станет мишкой. 18 лет назад её младшая дочь пережила две операции по удалению опухоли. Подробнее - в материале ural.aif.ru.

   
   

Коснулся Бог

В офисе на подоконниках и ширме примостились ростовые куклы: мишка Тедди, панда, зебра и много кто ещё, из-за перегородки выглядывает колесо трансформера. Все эти сказочные персонажи соседствуют с важными документами и, как ни странно, вписываются в деловую атмосферу. Светлана Каптиева много лет работает риелтором в крупной компании, а в свободное время радует больных детей. Чаще всего она приходит в пансионат при Центре детской онкологии и гематологии Областной детской клинической больницы номер один (ОДКБ). Точнее, расхаживает под его окнами и встречает маленьких пациентов на улице, потому что в пушистом костюме нельзя внутрь. Иногда она приезжает и в другие больницы города, а ещё ездит в интернат для детей с особенностями развития. Всё это Светлана делает бесплатно, хотя ей много раз предлагали заняться тем же самым, но за деньги.

Девять лет назад Светлана Каптиева кардинально изменила свои взгляды на жизнь. В какой-то момент она многое переосмыслила в своей жизни. «Я почувствовала: меня коснулся Бог», — говорит Светлана. Она вспомнила о своей забытой мечте — выступать на сцене и поступила на сценические курсы.

Мишка, повернись!

«Когда я окончила курсы актёрского мастерства, поняла, что не хочу играть драму для взрослых людей. Мне приятнее смешить детей, быть забавной, усвистать куда-нибудь, — Светлана достаёт перчаточную куклу. — Я ведь не только прихожу к ребятам в образе мишки или Единорожки, но и разговариваю с ними голосом кота Компота. — Голос Светланы действительно меняется: «Ой, Максим, как у тебя дела? Я надеюсь, что у тебя всё просто замечательно!» — Так я говорю с ребёнком, когда мы созваниваемся по видеосвязи, и получается очень мультяшно. А когда моя младшая дочь Дана была маленькой, ей нравилось, как я изображала актёра Джима Керри в фильме «Маска».

Когда Светлана надевает на руку перчаточную куклу кота Компота, её голос становится мультяшным, и даже самые обычные фразы звучат по-особому.. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

В какой-то момент Светлане захотелось выступать для детей, и на свой день рождения она попросила мужа купить ей ростовую куклу. «Погоня за деньгами или идеальной внешностью не имеет смысла, — поясняет волонтёр. — Я хочу быть доброкачественной клеточкой в организме всего мира! Что я могу сделать? Самый мизер! Но пусть даже так, зато кого-то порадую». Так успешная бизнес - леди подала заявку в Областную детскую клиническую больницу № 1, чтобы приходить к пациентам в качестве волонтёра. Это было не случайно: её младшая дочь Дана перенесла две операции по удалению опухоли, когда ей было три годика.

«Когда мою дочь отправили на обследования, потому что подозревали, что у неё могла быть злокачественная опухоль, мне казалось, что я ухожу под землю, — вспоминает Светлана. — Злокачественную опухоль не обнаружили, слава Богу! Мы из везунчиков! Ей дважды делали операцию, потому что первая была не очень удачной. Я нисколько не сомневалась, что всё будет хорошо. Я видела её настрой: она больше переживала даже не за себя, а за меня и старалась поддержать — дети иногда ведут себя очень по-взрослому».

Сейчас Дане 21 год. Она выучилась на грумера и с удовольствием стрижёт собак. А ещё девушка получила диплом профессионального фотографа, поэтому специально для неё Светлана оборудовала фотостудию — прямо в офисе. Вот почему там находятся не только ростовые куклы, но и качели, разное оборудование для съёмок и огромная статичная фигура Лунтика. Светлана говорит, что её клиенты чувствуют себя более расслабленно в такой обстановке, поэтому и сделки проходят легче.

   
   

И вот уже три года Светлана Каптиева заступает на свой пост. За это время у неё появилось много других ростовых кукол. В основном она покупает их сама, а две из них ей подарили клиенты.

«В кукольной голове очень трудно дышать, видеть и слышать, — рассказывает Светлана. — Когда я езжу к детям, мой муж снимает меня с ними на телефон, а я смотрю эти ролики, чтобы работать над собой. Самое печальное — видеть, что какой-то ребёнок тянулся ко мне, а я его просто не замечала. Поэтому муж стал говорить мне: «Мишка, повернись! Второе окно справа! Мишка, отойди в сторону. Да и вся семья поддерживает меня в этом деле. Кроме того, в ОДКБ есть женщина, которую зовут Ирина, и она всегда помогает мне. Без её помощи я не смогла бы ни надеть, ни снять с себя ростовую куклу».

В кукольной голове сложно дышать, плохо видно и очень мало, что слышно, поэтому муж Светланы направляет её, когда она находится в образе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Взгляды из окон

Первый образ, в котором Светлана пришла к малышам, Единорожка с разноцветной гривой. Этот костюм хранится в ОДКБ. Затем у неё в коллекции появился медвежонок Тедди, потом Панда, и понеслось. Самый лёгкий костюм из всех — робота-трансформера. Правда, у него на ногах есть колёса. Светлана говорит, что они сделаны как роликовые коньки, и она уже приспособилась на них кататься. В некоторые костюмы вставляет небольшой вентилятор, чтобы ей было легче дышать внутри игрушки — особенно летом.

Ребята обычно радуются большому мягкому зверю и сразу же бегут к нему обниматься. Некоторые просто смотрят на происходящее из окна: чаще всего это те, кому доктора ещё не разрешают выходить на улицу. По словам Светланы, бывает, что дети очень хотят снять с неё маску: им интересно, что за человек спрятался в кукле. «Если им очень сильно хочется, я говорю: «В каждом мишке живёт хороший человек!» И открываю лицо. Но в основном я не выхожу из образа, пока не уйду от корпусов: ведь кто-то же смотрит в окно. Переодеваюсь только там, где меня не видит никто из детей», — поясняет она.

За три года Светлана изменила свой подход к делу. Сначала ей хотелось приходить к детям как можно чаще, а затем она поняла, что лучше приезжать один раз в неделю. Слишком частые визиты утомляют ребят и меньше ценятся. По её словам, важно не быть навязчивым и чувствовать, когда у детишек нет настроения играть или обниматься, а иногда — даже просто реагировать на персонажа. Кроме того, сказочный герой нужен не везде. «Как-то раз я пришла в детский хоспис и увидела, что там есть детки, которым не до ростовой куклы», — объяснят она.

За три года Светлана поняла, что важно выдерживать паузы и давать детям соскучиться по тебе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Зато в других местах поддержка мохнатого героя уместна. Рядом с пансионатом есть и другие корпуса больницы с детскими отделениями, и Светлана наведывается ещё и к ним. Кроме того, она навещает ребят и в других больницах города. К тому же она ездит в Екатеринбургский реабилитационный центр для детей-инвалидов, который находится на улице Ляпустина. «Дети с особенностями развития — очень сильные физически. Если маленькая девочка хочет обнять вас одной рукой, она сделает это так, что вы почувствуете, сколько в ней силы. Может, это дано им для того, чтобы они могли защитить себя?» — рассуждает волонтёр. Светлана отметила, что к детям с различными особенностями привыкаешь и перестаёшь замечать, насколько они отличаются от норматипичных детей.

Светлане больше нравится действовать не в команде других добровольцев, а самостоятельно. Но иногда к ней присоединяются неравнодушные люди. Так, например, послушав её рассказ о больных детях, коммерческий директор одного журнала тоже надела на себя ростовую куклу и отправилась в онкоцентр вместе с ней. «Самое главное в жизни — это добро и любовь, и надо дарить их другим», — уверена Светлана.