Даже для искушенной публики. Петрушка Великий собрал уникальные постановки

Спектакль «Егоркина былина» не для тех, кто хочет праздника в душе. © / Александр Пустоваров / «АиФ-Урал»

С 10 по 14 сентября столица Среднего Урала принимает X Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». В этом году «Петрушке» придётся приспосабливаться к особым условиям, вызванным непростой эпидемиологической обстановкой и капитальным ремонтом в здании Екатеринбургского театра кукол.

   
   

Нерв Хармса и морская пучина

Закрытые по большей части границы не повод для утраты традиционного для «Петрушки Великого» статуса «международный». В этом году в фестивале примут участие театры «Де Фурми дан ла Лантерн» из Франции и «Марк Шниттгер Фигурен Театр» из Германии, но в связи с особыми обстоятельствами их постановки зритель увидит в онлайн-трансляции. Она пройдёт в «Колизее», где на время ремонта в родном здании обосновался Екатеринбургский театр кукол.

Немецкий спектакль «Планета Эдем» – первая часть театральной трилогии по мотивам триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», французский «Наперекор ветру» – история девочки, открывшей для себя мир звуков, слов, рисунков, надписей. 

«Апокалипсис, разговор Бога с дьяволом – в постановке наших немецких коллег подняты глубокие философские темы, – рассказывает руководитель литературно-драма­тур­ги­чес­кой частью Екатеринбургского театра кукол Мария Зырянова. – А «бумажный» спектакль «Наперекор ветру» – это своеобразный разговор о свободе, цензуре, в котором использованы все качества бумаги как материала: фактура, плотность, шуршание, символика чистого листа. Уверена, что даже в онлайн-формате зрители смогут оценить визуальную оригинальность постановки».
Фото: «АиФ-Урал»/ Александр Пустоваров

Конкурсные спектакли фестиваля «Петрушка Великий» вообще преподнесут немало удивительных сюрпризов даже искушённой уральской публике.

Так, например, Театр кукол из Петрозаводска в своей постановке «О рыбаке и рыбке» погрузит зрителей в морскую пучину. Море во время спектакля разольётся не только по сцене, его волны захватят и несколько рядов зрительного зала. Режиссёр Яна Тумина, хорошо известная по лирическому хоррору «Комната Герды», получившему Гран-при фестиваля 2018 года, намеренно исключила из названия спектакля слово «сказка». «О рыбаке и рыбке» в интерпретации Туминой – это притча, поднимающая сложные философские темы, в том числе о любви к ближнему своему.

Цифра недели
15 спектаклей покажет «Петрушка великий».
Оригинальный режиссёрский подход ждёт фестивальную публику и в постановке «Хармс» Екатеринбургского театра кукол. По словам Марии Зыряновой, в ней лёгкие детские стихи гармонично сочетаются с намёками на жизнь самого Даниила Хармса, которая не отличалась лёгкостью, и эти намёки легко прочитают взрослые, знакомые с судьбой писателя и поэта. А мыслящие подростки, которые наверняка уловят этот нерв, возможно, более глубоко заинтересуются этой неординарной личностью.    
   

Недетские куклы, Башлачев и марийская мистерия

Организаторов фестиваля «Петрушка Великий» порой упрекают в обилии недетских спектаклей. Действительно, многие конкурсные постановки имеют возрастной ценз «16+». Но убеждение, что театр кукол – это исключительно детская история, не более чем стереотип. Который – да, участники фестиваля ломают.

Ещё один из примеров тому – спектакль Красноярского театра кукол «Егоркина былина» по знаменитому произведению Александра Башлачёва (помните же, «Эх, Егорка ты, сын затрещины! Эх, Егор, дитя подзатыльника…»).

«Если кто-то из зрителей хочет получить исключительно праздник для души – ему явно не на этот спектакль, – говорит Мария Зырянова. – Он тяжёлый, отчасти депрессивный, жёсткий. Башлачёв исполнял каждую свою песню как в последний раз. В спектакле также играют артисты и… уникальные куклы художника Марии Завьяловой. Но эта талантливая постановка, если можно так выразиться, хватает тебя за шкирку и заставляет проснуться».

Фото: «АиФ-Урал»/ Александр Пустоваров

Впрочем, все без исключения куклы в фестивальных постановках уникальны, как и бутафория. Хотя, например, авторы этнофутуристической мистерии «Йуд Орол (Ночной караул)» Республиканского театра кукол Йошкар-Олы от бутафории практически отказались. Работая над спектаклем, они создавали колорит марийской деревни, марийского дома с помощью настоящих национальных вещей, которые собирали в народе. Результатом такого подхода к подбору декораций стала аутентичная атмосфера постановки.

Кстати
Организаторы фестиваля «Петрушка Великий» обращают внимание зрителей, что показы 15 спектаклей пройдут в этом году на нескольких площадках: в «Колизее», ТЮЗе, «Синара Центре» и Свердловском театре музыкальной комедии.

Если вернуться к упрёку в недостаточной «детскости» фестивальных работ, то в этом году «Петрушка Великий» малышей вниманием не обделит. Самые юные зрители увидят, например, и сказку теневых кукол с песочной анимацией «Алладин» Театра кукол «ФиМ» из Екатеринбурга, и нежнейшую постановку ульяновских кукольников «Мама и я», и фантастическую историю по мотивам сказок Андерсена «Калоши счастья» Омского театра «Арлекин».