«На простого мужика я не был похож, явно рангом повыше. Приказчик, скорее всего. Мой звёздный час – эпизод на 20-й минуте восьмой серии», – смеётся Дмитрий Сивков.
Для съемок сожгли настоящий дом
Сериал «Угрюм-река» Юрия Мороза снимался в Москве, Подмосковье, Минске, Кинешме, Суздале и на Урале. В Свердловской области съёмочная группа облюбовала пять локаций, в том числе деревню Каменка Первоуральского городского округа. Это живописное место, где река Каменка впадает в Чусовую, кинематографисты облюбовали ещё с советских времён. Здесь, к примеру, в начале 80-х годов прошлого века снимались фильмы «Семён Дежнёв» и «Демидовы», а в начале 90-х – «Житие Александра Невского».
Декорации для «Угрюм-реки» создавались не понарошку, а основательные. Мельницу, амбар, «резиденцию» Прохора Громова и другие постройки возводили на совесть – из настоящей древесины. «Такой серьёзный подход к делу, конечно, поразил и меня, и местных жителей, – рассказывает житель посёлка Шаля Дмитрий Сивков. – Дом Анфисы вообще самый настоящий. Его купили в соседней деревне и, как положено, раскатали, перевезли на съёмочную площадку и собрали – брёвнышко к брёвнышку. Даром что его потом по сюжету сожгли.
Да что говорить, если художник уральских локаций, с которым мне довелось общаться, показывал шесть эскизов только одного мостика через Каменку. Хотя, казалось бы, какая разница для зрителя, какой мостик мелькнёт в кадре?»
По словам Дмитрия, декорации для «Угрюм-реки» возводили профессионалы высокого уровня – команда плотников, имеющая опыт работы не только в России, но и за рубежом, специально прибыла на Урал из Ялты. А вот лучших изготовителей лодок, чем Дмитрий и Виктор Силины, нигде не нашлось.
Шалинские мастера выполняли заказ для «Угрюм-реки», ориентируясь на фотографии XIX века. За исключением дома Анфисы, который был отдан на заклание, все остальные постройки-новоделы съёмочная группа, покинув Каменку, оставила на месте. Часть из них напоминает местным жителям и туристам об истории создания сериала и по сей день, а часть смыло весенним паводком минувшего года.
Бородой не вышел — не звезда
Если плотников для возведения декораций выписывали из другого региона, то артистов для массовых сцен и на эпизодические роли искали на месте. Многих нашли в Первоуральском драматическом театре «Вариант», а многих взяли с улицы. Особенно охотились специалисты по набору артистов за бородатыми мужиками с признаками дремучести, которые были нужны для съёмок первой части фильма.
Дмитрий Сивков отправился на кастинг не столько из личного интереса, сколько из профессионального любопытства (Дмитрий – редактор газеты «Шалинские вести»). Будучи бритым наголо, он прекрасно понимал, что шансов оказаться среди суровых деревенских мужиков у него никаких. Зато его усы были приглашены на роль городового. Но, увы, не случилось. Костюм городового оказался Дмитрию безнадёжно мал – сантиметров на 10 короче, чем требовалось народному артисту. «Я тогда подумал, что у костюмеров странные представления о городовых как о коротышках», – смеётся Дмитрий.
Дмитрий уже было расстался с мечтой стать кинозвездой, как съёмочной бригаде понадобилась рабсила, чтобы тащить Петра Громова (на самом деле артиста Александра Балуева), которого в роковую ночь у дома Анфисы хватил удар. Помните, Сохатых командует: «Ну чего стоите, рты разинули?! Забирайте, давайте, Петра Данилыча…»
«Вот тут я и пригодился, – улыбается Дмитрий. – Оставалось только энергичнее локтями поработать, чтобы в кадр попасть и подольше задержаться. В результате моя минута славы, мой звёздный час – эпизод на 20-й минуте восьмой серии». Этому эпизоду, кстати, предшествовали две самые настоящие репетиции, переодевание в костюм («не мужицкий, рангом повыше, скорее всего, приказчика») и лёгкий грим.
По словам Дмитрия, атмосфера на съёмочной площадке была рабочая, правда, помощнику режиссёра приходилось всё время призывать галдящую массовку к тишине. Что же касается профессиональных артистов, в том числе исполняющих главные роли, то им, судя по всему, на Урале очень понравилось. Скажем, Александр Горбатов, сыгравший Прохора Громова, всё свободное время проводил, рыбача на Чусовой.