Год назад, 12 сентября 2019 года, в Екатеринбурге открылся новый культурный кластер — «Синара Центр».
Но даже отреставрированные исторические здания не давали возможности проложить все нужные коммуникации, необходимые для открытия кластера. Чтобы расширить возможности комплекса и учесть необходимые коммуникации, был построен новый корпус, бережно вписанный в историческую ткань окружения.
В итоге получилось пространство, в котором легко провести целый день в одиночестве или целой семьёй: посмотреть экспозиции или спектакли, посетить лекцию или паблик-ток, оставив ребёнка арт-няне в студии «Полосатый кот». Для проголодавшихся на территории «Синара Центра» есть Pinzeria by Bontempi и винный бар Sekta.
Об итогах
За прошедший год «Синара Центр» прошёл действительно жёсткий краш-тест: из-за коронавируса пришлось закрыться на целых пять месяцев, но не смотря на это в кластере за год (с 12 сентября 2019 года) побывали около 64 тысяч гостей со всей страны.
«На открытии мы заявляли, что хотели бы стать новой точкой притяжения на карте Екатеринбурга, — улыбаясь говорит Елена Теребенина, генеральный директор «Синара Центра». — Мы хотели предложить горожанам и гостям города новое место для интеллектуального отдыха. А творческим коллективам Екатеринбурга — новую площадку для их инициатив. Думаю, нам всё удалось!»
Об открытиях
Сцене за год пришлось пережить многое — ей устроили в прямом смысле тест-драйв. Елена рассказывает, что эксперимент они проводили весь январь: «Всем, кто хотел с нами работать, мы предложили протестировать сцену — поставить свой спектакль или концерт, на который мы продаём билеты по символической цене». Так и «Синара Центр», и потенциальные резиденты проверяли, что интересно горожанам и за что они готовы платить, а за что — нет.
Например, джазовые концерты на большой сцене оказались бессмысленны — это кулуарное мероприятие, полный зал — 400 человек — там не собрать, а 60-70 людям будет некомфортно в огромном помещении. «Так что мы концерт перенесли в более камерное помещение и провели его прекрасно в чуть более закрытом формате. А безусловным успехом пользуются детские мероприятия, концерты Хора любителей пения Филармонии и подобные понятные зрителю форматы», — Елена выходит из помещения и гасит свет, и оказывается, что в этом зале нет окна под куполом: в потолке удивительная имитация дневного освещения.
О рекордах
Команда «Синара Центра» освоила даже внутренний дворик, превратив его в настоящее общественное пространство, куда можно прийти всей семьёй круглый год. Во дворе успели провести три больших праздника — например, ярмарку «Зима.Тепло».
«Ярмарка, кстати, поставила рекорд — обычно такие маркеты идут от трёх дней до недели даже в Европе, а мы оставили её на месяц. То есть нам месяц нужно было удерживать интерес горожан — думать над наполнением ярмарки, не забывать информировать о всех изменениях. Мы закрывались лишь на два-три дня, когда было очень холодно, прямо -30°C. Ярмарку посетили десять тысяч человек», — Елена не скрывает радости. Пока мы идём по залитому солнцем двору, мимо то и дело пробегают люди в спецодежде: в главном корпусе вовсю идёт монтаж новой экспозиции. Во внутреннем дворе «Синара Центра» успели провести и Масленницу.
О коронавирусе
Третьим большим праздником стал уже посткоронавирусный «Лето в «Синара Центре», со встречами и лекциями на свежем воздухе — и по просьбам гостей лето пришлось продлить ещё на неделю, ведь офлайн-мероприятия только-только разрешили проводить.
По мнению Елены пандемия вообще стала для культурного комплекса мощным драйвером роста — получилось даже провести выставки на улицах города.
О цифровых технологиях
Елена объясняет, что пандемия буквально заставила «Синара Центр» осваивать онлайн: «Будущее за гибридными проектами. Сейчас мы можем предложить клиентам уникальные вещи — они арендуют у нас зал и получают заодно сервис по проведению онлайн-мероприятий. То есть, например, 100 человек у вас сидят в зале, а тысячи смогут смотреть прямую трансляцию. И зал подготовлен для трансляций — все камеры инсталлированы, все мониторы выведены в специальную комнату вместе со всеми видео-инженерными вещами. Никаких километров проводов! — я осматриваю зал, в котором мы находимся, и действительно не вижу вижу ни одного провода. — Мы сами всё отработали со своими инженерами на своих мероприятиях, проверили, что всё удобно».
Об инфрастуктуре
Впрочем, с самого начала при разработке дизайна и наполнения «Синара Центра» учитывались пожелания не только посетителей, но и организаторов мероприятий. Всё предусмотрено — никаких хождений по лестницам с тяжёлым оборудованием, везде предусмотрены подъезды, подъёмники и лифты. В залах предусмотрены все технические дополнительные возможности, даже для навешивания оборудования не нужно лезть на стремянку: всё нужное опускается на лебёдках и поднимается обратно. Очень удобно: не надо ломать голову над размещением оборудования.
«Но и это ещё не всё, — моя собеседница, кажется, рассказывает о «Синара Центре» как о собственном ребёнке. — Здесь вообще всё пространство можно трансформировать под себя! Нам очень нравится за этим наблюдать — свадьбы вот всегда очень креативно оформляют, каждый раз интересно посмотреть, а форум «Большой открытый диалог» попросил сделать рассадку, которая удивила даже нас — мы сами не думали, что у нас так можно».
Об искусстве
Но главная часть комплекса всё-таки галерея, в которую нас и привела Елена. Вообще-то, Галерея Синара Арт — это бывшая Галерея современного искусства, которая открылась на Красноармейской, 32 ещё пятнадцать лет назад. Со временем проекты Галереи становились всё более масштабными, площади нужны были всё больше и современней.
«У нас в первую очередь была задача предоставить идеальное помещение Галерее. Мы хотели экспонировать больше работ из коллекции — у нас более 1,5 тысяч работ, среди них и живопись, и графика, и скульптура, — и привлекать сторонние проекты, менять временные экспозиции раз в два-три месяца», — за спиной Елены два парня на стремянках как раз вешают картины из новой экспозиции. — «Здесь в течение года у нас работала постоянная экспозиция — «Искусство Урала. От материала к материи» и два спецпроекта в рамках Уральской индустриальной биеннале».
Из Галереи Синара Арт буквально только что уехала временная выставка графики Сальвадора Дали петербургской PS Gallery. Один из основателей PS Gallery Павел Башмаков приезжал на открытие экспозиции в Екатеринбург.
На церемонии открытия Павел рассказал, что они знают очень много выставочных пространств по всей России, и стараются заходить только в государственные музеи уровня Эрмитажа из-за их технической оснащённости. Но в столице Урала выбрали Галерею Синара Арт, потому что здесь есть все правильные технологии — охрана, температурно-влажностный режим, позиционирование и даже сформировавшийся круг ценителей искусства.
«Наша аудитория, посетители, клиенты понимают, какое это за искусство и почему мы его привезли. Горожане любят и разбираются в искусстве, а вокруг нашей галереи за 15 лет мы сформировали целое сообщество таких людей», — на этих словах Елены мы покидаем Галерею.
О будущем
Но самое интересное, конечно, узнать планы: уже открылась экспозиция Анатолия Калашникова «Монтана от и до»: огромный 18-метровый полиптих. Работа уже экспонировалась, но Галерея Синара Арт рассказывает о процессе создания — для этого представлены первые эскизы, наброски, фотографии процесса. Параллельно продумана программа с экскурсиями, дискуссиями, лекциями.
Вот-вот откроется выставка театра кукол в рамках фестиваля «Петрушка Великий» и кукольный театр, в котором всё представление автоматизировано.
Как водится, в «Синара Центре» обязательно отметят День рождения культурно-выставочного комплекса — на 12 сентября уже подготовлена целая концертная программа со свободным входом и льготными ценами на посещение Галереи.
Запланирован Кинофестиваль российского документального кино в ноябре. «Министерство счастья» хочет 18 октября поставить рекорд Гиннеса по количеству человек, которые стоят на гвоздях одновременно.
Сейчас «Синара Центр» начал процесс формирования своего хора. Он будет любительский — для тех, у кого было профессиональное образование, но кто сейчас не занимается пением. Будут и свои постановки — «Провинциальные танцы» поставят специальный спектакль. Есть постановка «Тестостерон» с полностью мужским актёрским составом Театральной продюсерской компании Нины Шабаровой. Его должны были показать ещё в апреле, но пандемия внесла свои коррективы — сейчас Елена и её команда планируют новые даты.
19 сентября пройдет огромный винный салон «Вино, я люблю тебя!» — организаторы рассчитывают, что к ним придут примерно 1200 человек на лекции и мастер-классы.
«Всех планов я вам раскрыть не могу, — Елена хитро улыбается мне, — зато весь следующий год мы ещё не раз удивим екатеринбуржцев, это я могу гарантировать!»