Директор Синара Центра: как сделать успешный проект при тотальных запретах

Евгений Лобанов / «АиФ-Урал»

Год назад, 12 сентября 2019 года, в Екатеринбурге открылся новый культурный кластер — «Синара Центр».

   
   

Для открытия культурно-выставочного пространства пришлось потратить три года на реконструкцию: «Синара Центр» расположился в двухсотлетних зданиях Верх-Исетского госпиталя. Команде реставраторов пришлось укреплять разрушающийся фундамент, менять деревянные перекрытия корпусов на железобетонные, усиливая кладку, восстанавливать перекрытия куполов, реставрировать стены, а утраченные элементы декора восстанавливать по старинным чертежам и гравюрам с изображением госпиталя.

Но даже отреставрированные исторические здания не давали возможности проложить все нужные коммуникации, необходимые для открытия кластера. Чтобы расширить возможности комплекса и учесть необходимые коммуникации, был построен новый корпус, бережно вписанный в историческую ткань окружения.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

В итоге получилось пространство, в котором легко провести целый день в одиночестве или целой семьёй: посмотреть экспозиции или спектакли, посетить лекцию или паблик-ток, оставив ребёнка арт-няне в студии «Полосатый кот». Для проголодавшихся на территории «Синара Центра» есть Pinzeria by Bontempi и винный бар Sekta.

Об итогах

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

За прошедший год «Синара Центр» прошёл действительно жёсткий краш-тест: из-за коронавируса пришлось закрыться на целых пять месяцев, но не смотря на это в кластере за год (с 12 сентября 2019 года) побывали около 64 тысяч гостей со всей страны.

«На открытии мы заявляли, что хотели бы стать новой точкой притяжения на карте Екатеринбурга, — улыбаясь говорит  Елена Теребенина, генеральный директор «Синара Центра». —  Мы хотели предложить горожанам и гостям города новое место для интеллектуального отдыха. А творческим коллективам Екатеринбурга — новую площадку для их инициатив. Думаю, нам всё удалось!»

За восемь месяцев работы (полный год отработать не получилось — карантин) в «Синара Центре» прошло 320 экскурсий, 19 выставок, 35 концертов и 23 спектакля. Провели и 120 событий, причем часть из них были федеральные и международные — «Ночь пожирателей рекламы», Онкофорум и прочие.
   
   

Об открытиях

Литография 1833 года изображает вид на Верх-Исетский пруд. Примерно такой вид тогда открывался пациенту, выходящему из госпиталя. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Среди мероприятий были и перфомансы — и для Екатеринбурга они стали открытием. Самым неожиданным, был, пожалуй, было превращение «Синара Центра» в резиденцию танцевальной компании Minoga. Танцоры десять дней буквально жили в кластере, давали открытые занятия и репетировали на глазах посетителей. На прощание Minoga поставила на сцене кластера «БАЛа или Вечер тысячи перфомансов».

Сцене за год пришлось пережить многое — ей устроили в прямом смысле тест-драйв. Елена рассказывает, что эксперимент они проводили весь январь: «Всем, кто хотел с нами работать, мы предложили протестировать сцену — поставить свой спектакль или концерт, на который мы продаём билеты по символической цене».  Так и «Синара Центр», и потенциальные резиденты проверяли, что интересно горожанам и за что они готовы платить, а за что — нет.

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Например, джазовые концерты на большой сцене оказались бессмысленны —  это кулуарное мероприятие, полный зал — 400 человек — там не собрать, а 60-70 людям будет некомфортно в огромном помещении.  «Так что мы концерт перенесли в более камерное помещение и провели его прекрасно в чуть более закрытом формате. А безусловным успехом пользуются детские мероприятия, концерты Хора любителей пения Филармонии и подобные понятные зрителю форматы», — Елена выходит из помещения и гасит свет, и оказывается, что в этом зале нет окна под куполом: в потолке удивительная имитация дневного освещения.

О рекордах

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Команда «Синара Центра» освоила даже внутренний дворик, превратив его в настоящее общественное пространство, куда можно прийти всей семьёй круглый год. Во дворе успели провести три больших праздника — например, ярмарку «Зима.Тепло».

«Ярмарка, кстати, поставила рекорд — обычно такие маркеты идут от трёх дней до недели даже в Европе,  а мы оставили её на месяц. То есть нам месяц нужно было удерживать интерес горожан — думать над наполнением ярмарки, не забывать информировать о всех изменениях. Мы закрывались лишь на два-три дня, когда было очень холодно, прямо -30°C. Ярмарку посетили десять тысяч человек», — Елена не скрывает радости.  Пока мы идём по залитому солнцем двору, мимо то и дело пробегают люди в спецодежде: в главном корпусе вовсю идёт монтаж новой экспозиции. Во внутреннем дворе «Синара Центра» успели провести и Масленницу.

О коронавирусе

Мурал московского художника Анатолия Акуе. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Третьим большим праздником стал уже посткоронавирусный «Лето в «Синара Центре», со встречами и лекциями на свежем воздухе — и по просьбам гостей лето пришлось продлить ещё на неделю, ведь офлайн-мероприятия только-только разрешили проводить.

Ещё зимой команда «Синара Центра» планировала очень много летних активностей во дворе: там должны были появиться две сцены, лаундж-зона, детские активности, а ночью — вечеринки с диджеями: вокруг кластера как раз нет жилых зданий, так что музыка никому не помешает. Но увы, программу пришлось сокращать до одного месяца. Елена старается искать в этом плюсы — говорит, что зато смогли всё обкатать и посмотрели, что интересно гостям, а что нет.

За самоизоляцию освоен новый формат онлайн-мероприятий (дегустации, мастер-классы, игры и так далее), и подготовлена собственная платформа для онлайн-трансляций.

По мнению Елены пандемия вообще стала для культурного комплекса мощным драйвером роста — получилось даже провести выставки на улицах города.

О цифровых технологиях

Блитчерная система в этом зале позволяет за минуту развернуть 400 посадочных мест. Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Елена объясняет, что пандемия буквально заставила «Синара Центр» осваивать онлайн: «Будущее за гибридными проектами. Сейчас мы можем предложить клиентам уникальные вещи — они арендуют у нас зал и получают заодно сервис по проведению онлайн-мероприятий. То есть, например, 100 человек у вас сидят в зале, а тысячи смогут смотреть прямую трансляцию. И зал подготовлен для трансляций — все камеры инсталлированы, все мониторы выведены в специальную комнату вместе со всеми видео-инженерными вещами. Никаких километров проводов! — я осматриваю зал, в котором мы находимся, и действительно не вижу вижу ни одного провода. — Мы сами всё отработали со своими инженерами на своих мероприятиях, проверили, что всё удобно».

Об инфрастуктуре

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Впрочем, с самого начала при разработке дизайна и наполнения «Синара Центра» учитывались пожелания не только посетителей, но и организаторов мероприятий. Всё предусмотрено — никаких хождений по лестницам с тяжёлым оборудованием, везде предусмотрены подъезды, подъёмники и лифты. В залах предусмотрены все технические дополнительные возможности, даже для навешивания оборудования не нужно лезть на стремянку: всё нужное опускается на лебёдках и поднимается обратно. Очень удобно: не надо ломать голову над размещением оборудования.

«Но и это ещё не всё, — моя собеседница, кажется, рассказывает о «Синара Центре» как о собственном ребёнке. — Здесь вообще всё пространство можно трансформировать под себя! Нам очень нравится за этим наблюдать — свадьбы вот всегда очень креативно оформляют, каждый раз интересно посмотреть, а форум «Большой открытый диалог» попросил сделать рассадку, которая удивила даже нас — мы сами не думали, что у нас так можно».

Об искусстве

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Но главная часть комплекса всё-таки галерея, в которую нас и привела Елена. Вообще-то, Галерея Синара Арт — это бывшая Галерея современного искусства, которая открылась на Красноармейской, 32 ещё пятнадцать лет назад. Со временем проекты Галереи становились всё более масштабными, площади нужны были всё больше и современней.

 «У нас в первую очередь была задача предоставить идеальное помещение Галерее. Мы хотели экспонировать больше работ из коллекции — у нас более 1,5 тысяч работ, среди них и живопись, и графика, и скульптура, — и привлекать сторонние проекты, менять временные экспозиции раз в два-три месяца», — за спиной Елены два парня на стремянках как раз вешают картины из новой экспозиции. — «Здесь в течение года у нас работала постоянная экспозиция — «Искусство Урала. От материала к материи» и два спецпроекта  в рамках Уральской индустриальной биеннале».

В этом помещении двести лет назад готовили лекарства. Говорят, призрак аптекаря иногда заглядывает на своё рабочее место... Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Из Галереи Синара Арт буквально только что уехала временная выставка графики Сальвадора Дали петербургской PS Gallery. Один из основателей PS Gallery Павел Башмаков приезжал на открытие экспозиции в Екатеринбург.

На церемонии открытия Павел рассказал, что они знают очень много выставочных пространств по всей России, и стараются заходить только в государственные музеи уровня Эрмитажа из-за их технической оснащённости. Но в столице Урала выбрали Галерею Синара Арт, потому что здесь есть все правильные технологии — охрана, температурно-влажностный режим, позиционирование и даже сформировавшийся круг ценителей искусства.

«Наша аудитория, посетители, клиенты понимают, какое это за искусство и почему мы его привезли. Горожане любят и разбираются в искусстве, а вокруг нашей галереи за 15 лет мы сформировали целое сообщество таких людей», — на этих словах Елены мы покидаем Галерею.

О будущем

Фото: «АиФ-Урал»/ Евгений Лобанов

Но самое интересное, конечно, узнать планы: уже открылась экспозиция Анатолия Калашникова «Монтана от и до»: огромный 18-метровый полиптих. Работа уже экспонировалась, но Галерея Синара Арт рассказывает о процессе создания — для этого представлены первые эскизы, наброски, фотографии процесса. Параллельно продумана программа с экскурсиями, дискуссиями, лекциями. 

Вот-вот откроется выставка театра кукол в рамках фестиваля «Петрушка Великий» и кукольный театр, в котором всё представление автоматизировано.

Как водится, в «Синара Центре» обязательно отметят День рождения культурно-выставочного комплекса — на 12 сентября уже подготовлена целая концертная программа со свободным входом и льготными ценами на посещение Галереи.

Фото: «АиФ-Урал»

Запланирован Кинофестиваль российского документального кино в ноябре. «Министерство счастья» хочет 18 октября поставить рекорд Гиннеса по количеству человек, которые стоят на гвоздях одновременно.

Сейчас «Синара Центр» начал процесс формирования своего хора. Он будет любительский — для тех, у кого было профессиональное образование, но кто сейчас не занимается пением. Будут и свои постановки — «Провинциальные танцы» поставят специальный спектакль. Есть постановка «Тестостерон» с полностью мужским актёрским составом Театральной продюсерской компании Нины Шабаровой. Его должны были показать ещё в апреле, но пандемия внесла свои коррективы — сейчас Елена и её команда планируют новые даты.

19 сентября пройдет огромный винный салон «Вино, я люблю тебя!» — организаторы рассчитывают, что к ним придут примерно 1200 человек на лекции и мастер-классы.

«Всех планов я вам раскрыть не могу, — Елена хитро улыбается мне, — зато весь следующий год мы ещё не раз удивим екатеринбуржцев, это я могу гарантировать!»